Как перепрофилировать компанию

Чтобы удержать компанию на плаву во время кризиса

По данным опроса малого и среднего бизнеса, проведенного аналитическим центром НАФИ, снижение спроса в пандемию отметили 66% предпринимателей. Около 10% компаний перепрофилировали бизнес уже во время карантина, чтобы компенсировать падение выручки. Они либо изменили формат, либо занялись принципиально новым делом, опираясь на те ресурсы, которые сохранились.

По первому пути стоит идти, если направление деятельности в принципе пользуется спросом, но вы начали проигрывать конкурентам из-за изменившихся привычек потребителей. Например, магазин хозяйственных товаров, который потерял покупателей из-за отсутствия доставки. Достаточно сделать взаимодействие более комфортным и удобным для клиента, начать предоставлять услуги в онлайне. О запуске нового направления имеет смысл подумать, если спрос в отрасли еще долго не восстановится, а деньги на исходе. Нужно новое направление, которое будет приносить доход прямо сейчас. Например, собственнику клининговой компании стоит подумать о предоставлении курьерских услуг. Как правильно перестраиваться?

1. Диверсифицируйте работу с клиентами. Нужна техническая возможность оказывать услугу или продавать товар клиенту в том формате, в котором ему удобно. Например, среди способов получения товара обязательно должны быть бесконтактная доставка и самовывоз в разных вариантах: забрать в магазине или постамате, в рабочее время или до позднего вечера и т. д. А доставка должна быть территориально расширена на максимально возможную дачную зону за пределами города.

2. Развивайте навыки персонала. Сотрудники должны уметь одинаково эффективно работать с клиентами лично в офисе, в удаленном режиме через мессенджеры, по телефону и видеосвязи, с выездом к клиенту, в режиме бесконтактного общения.

3. Расширьте линейку продуктов, увеличив долю товаров первой необходимости, – если ваш бизнес ориентирован на массового потребителя. На доступные по цене товары можно будет сделать ставку в случае снижения платежеспособности потребителей.

4. Увеличьте количество поставщиков. Этим вы обеспечите себе свободу маневра при переговорах о цене, а также минимизируете риски в случае банкротства кого-либо из них.

5. Настройте удаленную работу сотрудников на постоянной основе. С одной стороны, это позволит быть более гибкими, с другой – уже сейчас отказаться от части офисных площадей и снизить затраты.

6. Обратите внимание на доступные меры господдержки малого бизнеса. Это даст возможность направить имеющиеся средства на перестройку бизнеса.

При выборе нового направления следует выполнить следующие шаги:

1. Выберите направление, актуальное в краткосрочной перспективе. И это должен быть бизнес с низким порогом входа и быстрой отдачей. Ведь основная задача – удержать компанию на плаву, пока основной вид деятельности в кризисе. И исключите фактор сезонности. Если у вас сезонный бизнес, лучше всего развивать направление, которое будет актуально независимо от времени года. Например, внешкольное летнее образование этим летом вряд ли будет востребовано. Зато онлайн-обучение взрослых может компенсировать спад.

2. Проведите инвентаризацию имеющихся ресурсов: офисных площадей, персонала, партнеров и поставщиков. Лучше переобучить имеющийся персонал, чем нанимать новых сотрудников. С одной стороны, это позволит не увольнять людей, с другой – самому предпринимателю проще будет начинать новое дело с людьми, которые уже сработались друг с другом и деловые качества которых хорошо известны.

3. Выполните формальности: поменяйте номера ОКВЭД, измените устав, сообщите об изменениях в налоговую инспекцию, приведите в соответствие кадровые документы. Иначе не избежать штрафов и претензий контролирующих органов.

4. Известите об изменениях банк. Это надо сделать письменно, с приложением информации о новых ОКВЭД и устава. Иначе банк с высокой вероятностью просто заблокирует счет при новых поступлениях: ведь назначение платежа будет разительно отличаться от вашего прежнего бизнеса. Например, до сих пор поступления были за хлеб, и вдруг – грузоперевозки.

5. Не рассчитывайте на кредиты. Банк вряд ли выдаст кредит на новое направление деятельности, исходя из показателей уже существующего. С точки зрения банка, новое направление – это стартап. Поэтому следует заранее обсудить со своим менеджером в банке, на какую финансовую помощь вы сможете рассчитывать.