Издательства повышают цены на книги

Это связано с ростом стоимости полиграфических услуг и материалов
Евгений Разумный / Ведомости

Издательства увеличивают цены на бумажные книги. В «Росмэне» с 1 апреля они выросли на 6–8%, сообщил директор издательства Борис Кузнецов. «Рипол классик», по словам его гендиректора Сергея Макаренкова, с начала года повысил цены на бестселлеры на порядка 3%. Издательская группа «Эксмо-АСТ» в I квартале не проводила повышение цен на книги, сообщил «Ведомостям» ее совладелец Олег Новиков (также является бенефициаром Можайского полиграфического комбината, Тверского полиграфкомбината и типографии «Парето-принт»).

Рост цен на книги – прямое следствие увеличения расходов на их выпуск (полиграфуслуги и материалы), говорят издатели. По итогам 2022 г. рост себестоимости книг составил 30%, розничные цены выросли на 15–20%, говорит Новиков. Как результат – российский книжный рынок в 2022 г. вырос только в денежном выражении, на 10% до 109 млрд руб. (с учетом цифровых книг и учебной литературы, данные «Эксмо-АСТ»). А вот по количеству выпущенных экземпляров коммерческий рынок бумажных книг (без учета учебной литературы) показал падение к 2021 г. на 7% до 229 млн, оценивают там же.

Аналогичные факторы продолжают оказывать влияние на стоимость книг и в этом году. Рост стоимости материалов и полиграфических услуг в I квартале составил 5%, рассказал Новиков. По оценке Кузнецова, рост цен на полиграфические услуги и материалы в I квартале 2023 г. составил до 10%.

Рост цен на полиграфические услуги и материалы, как отметил Новиков, связан с ростом курса валют. В полиграфическом секторе, по его словам, пока не реализовано импортозамещение и не разработаны меры государственной поддержки. В частности, бумага с начала года подорожала на 5%, а картон – на 2%, говорит гендиректор «Парето-принт» Павел Арсеньев. Как пояснил «Ведомостям» Арсеньев, большая часть материалов (краски, клей, нитки и т. д.) и запчастей для полиграфической техники импортируется, но основные цепочки поставок были переориентированы с Европы на Азию (в первую очередь – на Китай). Как результат, это привело к удорожанию логистики, отметил он.

На рост цен влияет и общий уровень инфляции в России, добавляет директор по развитию бизнеса компании – поставщика полиграфического оборудования «Нисса центрум» Михаил Кувшинов. По итогам 2022 г. она составила 11,94%, следует из оценки Росстата. За период с 3 по 10 мая, по данным Минэкономразвития, инфляция в годовом выражении снизилась до 2,32%. В апреле ЦБ сохранил прогноз по инфляции на 2023 г. на уровне 5–7%. Для части книжных издательств цена на полиграфические услуги повышается из-за того, что они снижают свои тиражи, уверен гендиректор типографии АО «Издательство «Высшая школа» Роман Трунов: «Вероятно, у них есть трудности с реализацией книг из-за падения покупательной способности населения».

Типографии в части оборудования и расходных материалов для печати (пластины, краска и т. д.) импортозависимы, отмечает член правления Союза предприятий печатной индустрии Гильдии издателей периодической печати (СППИ ГИПП) Татьяна Иванова. «Поскольку ситуация на рынке поставок по-прежнему является нестабильной, тенденция роста стоимости полиграфических услуг сохраняется», – резюмирует она. Выходом из ситуации могла бы быть локализация производства как можно большего числа расходных материалов, думает другой член правления СППИ ГИПП, Елена Шитикова. Как говорит Арсеньев, в прошлом году представители типографий пытались обсудить возможность запуска производства клея для полиграфии с заводами мебельных клеев: «Но наши переговоры зашли в тупик».

Рост цен на полиграфические услуги и материалы по итогам года может достичь 15%, прогнозирует Кузнецов, добавляя при этом, что не исключает очередного повышения цен на книги уже в августе. Увеличение цен на 15% по итогам 2023 г. Арсеньев назвал «оптимистичным сценарием», но от других оценок динамики цен воздержался. Увеличение розничных цен на книги во II квартале «на уровне инфляции» не исключил и совладелец «Эксмо-АСТ». Рост стоимости книг, по словам Новикова, влияет на обновление фондов библиотек и доступность книг для населения.

«В этом контексте важно не оставлять инициативы по включению книг в «Пушкинскую карту» или разработки сопоставимых механизмов поддержки», – резюмировал он.