Prazdroj пошел по рукам


Пятый по величине в мире производитель пива South African Breweries (SAB) приобрел две чешские пивоваренные компании - Radegast и Plzensky Prazdroj, заплатив бывшему владельцу Nomura International 590 млн евро ($627,2 млн).

И хотя эта сделка по многим параметрам не является очень значимой, она хорошо иллюстрирует общее настроение на мировом рынке пива.

Дело в том, что среди всего прочего SAB получает контроль над производством самого популярного в Чехии пива Pilsner Urquell. "У этого пива есть потенциал к завоеванию многих крупных рынков, и мы хотим использовать этот потенциал", - говорит генеральный директор SAB Грэм Макей.

Приобретение популярного локального брэнда стало единственной возможностью расширения для многих крупных компаний сектора в условиях относительной стабильности мировых объемов продаж пива (в 1998 г. он составил 1,27 млрд гектолитров, что всего на 1,5% больше, чем в 1997 г.). Приобретая местные брэнды, лидеры пивоваренной индустрии получают вместе с ними доступ к широким слоям любителей пива - приверженцев национальной продукции.

Это важно, поскольку ни одной пивоваренной компании не удалось создать общемировой глобальный брэнд, такой, например, как Coca-Cola в секторе безалкогольных напитков.

Результат: производители пива понимают, что для того чтобы иметь сильные общемировые показатели деятельности, им следует улучшать локальные показатели деятельности. Они должны обладать глобальными возможностями финансирования и дистрибьюции, но и одновременно должны владеть лидирующими местными брэндами и знаниями о национальных рынках. Только в этом случае они смогут рассчитывать на появление международных марок пива, которые будут покупаться потребителями в дополнение к излюбленным местным маркам.

Вот почему пивоваренная индустрия в последнее время отличается высокой активностью по созданию альянсов, слиянию и поглощению компаний, причем как на "матерых"рынках, так и на развивающихся. Нидерландский производитель Heineken купил в этом году контрольный пакет акций крупнейшей пивоваренной компании Испании Cruzcampo, а также увеличил свою долю в ведущих польских компаниях. Бельгийский гигант Interbrew объявил о совместной работе с индийской компанией Sun Brewing по производству пива в России, рынок которой растет самыми быстрыми темпами (в 1998 г. спрос вырос на 21% - до 31,3 млн гектолитров). Сейчас они контролируют восемь пивзаводов в российских регионах.

SAB была одной из самых активных.

Компания, которой принадлежит 98% рынка ЮАР, значительная доля рынков других африканских стран, пакеты акций китайских и испанских компаний, агрессивно завоевывала рынки Венгрии, Словакии, Румынии и России. Последняя сделка в Чехии отлично укладывается в этот ряд: SAB получает 44% чешского рынка, где каждый отдельный потребитель выпивает рекордные 156 л пива в год.

Свою роль в изменении структуры мирового рынка пива играет и смена привычек и стилей потребления этого популярного слабоалкогольного напитка. Рост озабоченности вопросами охраны здоровья привел к более умеренному потреблению, а ужесточение норм, касающихся управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, привело к росту объемов продаж пива в розницу. Люди все чаще предпочитают попить пивка дома в спокойной обстановке, чем волноваться о том, как они доберутся домой из бара. На развитых рынках повышенным спросом пользуются импортируемые и специальные марки пива, например темные сорта. В США, крупнейшем в мире по объемам продаж рынке, общий рост продаж в 1998 г. составил всего около 1%, в то время как рост продаж импортного пива составил 16,5%. Больше всего американцам нравится мексиканское пиво Corona Extra: продажи этого напитка выросли аж на 38%.

Вкусы меняются и в Центральной Европе, где активно расширяет свою деятельность SAB. Молодежь все больше предпочитает пиво традиционной для этого региона водке. Удастся ли SAB воспользоваться ростом популярности пива - покажет будущее..Однако основным вопросом для компании все-таки является вопрос о выводе популярного чешского пива на рынки других стран.

До сих пор Pilsner был мало известен за пределами Центральной Европы. (WSJ)