"Любая услуга платная"


Проиграв судебную тяжбу с Внешэкономбанком и выплатив последнему в начале января более $20 млн, телекомпания "НТВПлюс" уже сегодня, 24 января, как ни в чем не бывало устраивает презентацию ввода на своей цифровой платформе нового канала - французского TV5. Теперь в пакете компании 31 канал. О нынешнем положении "НТВ-Плюс" рассказывает генеральный директор телекомпании Евгений Якович.

- Как себя чувствует компания после расплаты с ВЭБом? - Прекрасно. Мы не хотели платить не потому, что у нас не было средств. Просто для нас это был принципиальный вопрос. В соответствии с кредитным договором, который заключался на два года с пролонгацией по истечении первого года, я буквально за два дня до окончания годичного срока подписал все необходимые документы на пролонгацию. Никаких требований со стороны Внешэкономбанка тогда не поступало.

Единственным условием продления договора было исполнение нами обязательств по выплате процентов. И мы их исполняли.

Тогда ведь ничего страшного ни в стране, ни в банке не произошло. Резкое изменение позиции ВЭБа стало для нас признаком того, что это политический заказ.

- Из каких средств "НТВ-Плюс" расплатилась с банком? - Поймите, сегодня "НТВ-Плюс" - проект, требующий значительных инвестиций. Естественно, те доходы, которые мы имеем от абонентской платы, не покрывают наших операционных расходов. Учитывая это обстоятельство, холдинг "Медиа-Мост" сегодня финансирует проект. В рамках бизнес-плана.

И поверьте, холдинг достаточно мощный, чтобы выплатить за нас $20 млн на год раньше, чем предполагалось. Я вообще не понимаю, почему возникает мнение, что у нас какие-то неразрешимые проблемы. Откуда это видно? Проблемы есть, но они рабочие.

- Насколько после кризиса был скорректирован план развития компании? - В первую очередь это коснулось, конечно, количества абонентов и, соответственно, планируемых доходов. Кроме того, у нас практически не появилось новых каналов собственного изготовления, поскольку это требовало значительных капитальных затрат.

- Почему "Медиа-Мост" продолжает вкладываться в столь узконаправленный проект платного ТВ? - Наша единственная на сегодня узость - в зоне вещания. Мы доставляем сигнал не на всю Россию, а только на ее европейскую часть, поскольку у нас пока один спутник.

Если же посмотреть на развитие платного ТВ за рубежом, то 2 млн подписчиков у BSky-B в Англии - стране значительно меньше нашей - разве это узость? - Но в России говорить о миллионах абонентов "НТВ-Плюс" не приходится.

- Конечно, у нас динамика развития не такая, как в Англии, но тем не менее прирост в 7000 подписчиков ежемесячно мы имеем.

- За счет ого, что демпингуете? - А разве у нас есть конкурент, который предлагает другие цены? - Например, "Космос-ТВ".

- Почему же все считают нас конкурентами? У нас и зоны вещания разные, и количество подписчиков. У "Космос-ТВ" в Москве 12 000 абонентов, а у нас - 30 000 с лишним.

- Тем не менее вы снизили цены на свои услуги, и ваша рекламная кампания акцентирована именно на этом. Тогда как раньше вы завлекали клиентов иначе, представляя "НТВ-Плюс" как модное новшество.

- Ну это простая экономическая задачка. Вы правы, первоначально минимальная цена нашего цифрового пакета была $19, а максимальная $37. Сейчас мы ввели экономический базовый пакет каналов за $8,95 в месяц.

Изменение цены мы восполним большим количеством абонентов. Причем средняя цена подписки на экономический пакет у нас оказалась не $8,95, а $13. Клиенты не ограничиваются базовым пакетом. Если первоначально у нас было восемь вариантов подписки, то сегодня их 15. С разными ценовыми параметрами.

- Ваши клиенты по-прежнему люди с достаточно высоким уровнем доходов? - Это средний класс. Конечно, все понимают, что "НТВ-Плюс" - entertainment, а не хлеб насущный. Развитие проекта зависит в первую очередь от экономической ситуации в стране.

- Когда запланирован выход на окупаемость? Сколько для этого нужно набрать подписчиков? - Не на окупаемость, а на безубыточность должны выйти где-то в 2002 г. с 350 000 400 000 реальных клиентов.

- На рекламные доходы рассчитываете? - Пока рекламы,,конечно, нет. Но она будет.

Правда, ролики не будут прерывать программы и фильмы и доход от рекламы будет на порядок меньше планируемого за счет абонентской платы.

- Во сколько в среднем вам обходится ввод нового канала? - Это стоит денег... Вот когда выйдем на break-even, можно будет сказать, что треть доходов ушла на открытие каналов.

- В пакет "НТВ-Плюс" включены также чужие для "Медиа-Моста" государственные каналы - РТР и "Культура". С какой целью и на каких условиях? - Это сделано для возможного использования нашего спутника для распространения их сигнала в европейской части страны.

Также мы доставляем наши каналы - НТВ и ТНТ. РТР и "Культуре" это позволит экономить на радиорелейных линиях. Выгоднее иметь лампочку, которая светит над всеми, и брать с нее нужные лучи. Это обычный бизнес. Мы не считаем, что повысили привлекательность своего пакета, включив в него РТР и "Культуру". Просто облегчили нашему подписчику в провинции прием этих каналов.

- Так это платная услуга для российских каналов? - Любая услуга платная, когда ею реально пользуются.

- Производство и запуск спутника "Бонум-1", который использует "НТВПлюс", обошлись в $150 млн. Основные средства были заемные. Когда вы собираетесь отдавать кредиты? - Да вы не волнуйтесь. Кредит долгосрочный, выдан на 10 лет. Мы все возвращаем по графику. Конечно, есть риск. Но мы уверены, что не ошиблись в выборе проекта. Мы не ожидали, например, что сейчас будем иметь 110 000 потенциальных - купивших карточки "НТВ-Плюс" - подписчиков. Из них уже более 80 000 реально платят за нашу услугу.

- Планируется ли по примеру НТВ и ТНТ продать часть акций "НТВПлюс"? - В настоящее время нет.