Сохранится ли налоговая льгота по операциям с ценными бумагами физлиц в Москве?


Эта налоговая льгота была очень благоприятным шагом, который позволил нам привлечь достаточно много крупных инвесторов, именно частных лиц. И мы считаем, что здесь проблема заключается не столько в глобальном противоречии московского законодательства федеральному, сколько в чисто техническом аспекте. Поскольку само московское правительство по-прежнему не настаивает на том, чтобы региональная часть этого налога непременно взималась в местный бюджет. Просто сейчас сама процедура оформления налогов стала такова, что они проходят несколько иным путем. Раньше деление на федеральную и местную составляющую налога осуществлялось на нижнем уровне. А теперь введена казначейская система. Нужно просто отладить процедуру, и само московское правительство должно этот вопрос урегулировать с федеральным. Но мы надеемся, что эта проблема будет разрешена в ближайшее время, потому что это важно для всех. Льгота действительно очень сильно помогает привлечь на фондовый рынок средства частных инвесторов, которые до этого держали их под подушками.

Петр Павленко

Высказываются различные "за" и "против" сохранения этой льготы. С одной стороны, я понимаю госчиновников: для них главное - это пополнение бюджета и лишаться хоть какойто составной части статьи доходов им, естественно, не хочется. Но в то же время нужно учитывать очень весомый фактор - это благоприятный инвестиционный климат для физических лиц. Конъюнктура рынка корпоративных ценных бумаг за послекризисный период очень сильно изменилась.

Изменения заключаются в том, что на рынок пришло действительно очень много физических лиц. Это люди, которые переоценили свои вложения не в пользу банков, а в пользу управления ими лично на рынке ценных бумаг. Поэтому я думаю, что у ответственных лиц, которые решают эту проблему, здравый смысл возобладает над желанием пополнить доходы именно за счет этой статьи. Надеюсь, что льгота будет сохранена. В противном случае, я думаю, это приведет к тому, что огромная масса инвесторов просто уйдет с рынка. К какому решению придут - прогнозировать сложно. Но на данный момент вероятность сохранения льготы я бы оценил как 50 на 50.

Игорь Степанян

Истоки проблемы известны: раньше существовало распределение по федеральной и региональной части налога на уровне плательщика. Когда московское законодательство предусматривало льготы в таких условиях, никаких проблем не было. Начиная с 1 января 2000 г. система налоговых сборов переведена на казначейскую. Кроме того, Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января 1999 г., прямо не предусматривает предоставления льгот по федеральным налогам региональными властями, даже если они распределяются между бюджетами. В связи с этим возникла коллизия, которая не дает права с достаточной уверенностью говорить о возможности применения льгот. Комментарии Минфина и МНС на этот счет во многом противоречивы, но их общий смысл сводится к тому, что до внесения изменений в московское законодательство эта льгота предоставляться не может.

Налоговый комитет НАУФОР уже подготовил обращение в Мосгордуму с просьбой принять изменения в закон, а также сам проект этих изменений, дающий возможность льготы предоставлять. Письмо и проект изменений в закон Москвы "О льготах по подоходному налогу с физических лиц" направлены в Мосгордуму на прошлой неделе. НАУФОР надеется на рассмотрение предложенных изменений в ближайшее время. По моему мнению, существование льготы оправданно, и, следовательно, я оцениваю вероятность принятия изменений как достаточно высокую. На мой взгляд, сохранение льгот было бы очень позитивным для всех фактором. У компаний появилось бы больше клиентов физических лиц. На рынке - большее количество инвесторов. Региональные власти, несмотря на льготу, все равно получали бы свои доходы за счет увеличения общего оборота компаний, обслуживающих операции клиентов, а в конечном счете от увеличения объема операций выиграл бы и федеральный бюджет.

Павел Васильев

В настоящее время официальная позиция федеральных налоговых органов состоит в том, что в нынешней формулировке льгота не действует. И Московская дума должна изменить свой нормативный акт таким образом, чтобы норма вступила в действие. В связи с этим компании прекратили предоставлять эти льготы и предпочитают не рисковать. Конечно, отсутствие льготы дало ощутимый эффект: инвесторы предпочли не возобновлять свои операции. Поскольку в налогообложении появилась довольно большая разница по сравнению с тем, что было. Частных лиц это, конечно, разочаровало.

Пока трудно судить о том, будут ли внесены необходимые изменения в московское законодательство. Тем более их еще нужно как следует подготовить.

Виктор Агроскин