Дешево, но сердито


В Европе появилось огромное количество небольших авиакомпаний, предлагающих билеты с большими скидками. Дешевые авиалинии пользуются огромной популярностью и одновременно вызывают массу жалоб со стороны клиентов, привыкших к обычному набору услуг на борту. Билеты в оба направления на большую часть рейсов внутри Европы стоят у авиакомпаний-дискаунтеров - Go, easyJet или buzz - дешевле $100 (иногда существенно дешевле). Зато все, что сверх платы за перелет, как правило, стоит у этих компаний дорого. На самолетах Go бутылка минеральной воды стоит $1,40. Еще одно отличие от обычных авиакомпаний - большинство дешевых авиалиний не предоставляют скидки клиентам, часто пользующимся их услугами. На таких рейсах не бывает первого класса. Если пассажир возвращает билет, он получит назад лишь часть уплаченных денег. Иногда бывает даже так, что пассажир покупает билет до одного города, а самолет приземляется в другом, за несколько километров до пункта назначения.

И все же, несмотря ни на что, бизнес в таких компаниях идет как нельзя лучше. Только за этот год услугами компании Ryanair воспользовалось около 1 млн пассажиров, в easyJet количество пассажиров увеличилось на 60%, а в Go удвоилось количество рейсов. Причина очевидна. Билет из Лондона до Женевы и обратно в easyJet стоит $119, а в Swissair - $700. За то, чтобы доставить вас из Лондона в Мадрид, компания Go возьмет $214 - это меньше, чем половина стоимости такого же билета эконом-класса у British Airways. Интересно, что владельцами "дисконтных" авиалиний часто оказываются крупные компании - Go принадлежит British Airways, а компания под названием buzz - нидерландской KLM. "Крупные компании дерут сумасшедшие деньги! " - возмущается Кит Бойфилд, бизнес-консультант из Британии. Обычно не склонный экономить, Бойфилд решил, что не станет платить $800 за билет из Лондона до Флоренции на рейс British Airways. Вместо этого он позвонил в Ryanair и купил билет до Флоренции и обратно всего за $84.

Как правило, европейские "дисконтные" авиалинии на американском рынке свои услуги не предоставляют и не рекламируют. Однако американцы, работающие в Европе, все чаще начинают пользоваться их услугами. Крис Вогельгезанг, директор-распорядитель лондонского отделения Merrill Lynch, рассказал, что пользуется услугами дешевых компаний, несмотря на то что вполне в состоянии позволить себе дорогие билеты. Недавно за $140 он купил билет на рейс buzz из Лондона в Вену. За билет австрийской компании он заплатил бы в два раза больше. Вогельгезанг остался доволен, хотя, сказал он, в самолете было тесно. Собственно, какие цены, такой и сервис. На большинстве линий билеты не обмениваются, в случае отмены рейса деньги за билет не возвращаются, и только easyJet полностью выплачивает пассажиру стоимость билета, если рейс задержался больше чем на четыре часа. На такие рейсы советуют приходить заблаговременно, чтобы занять места получше. Опоздавшим не приходится рассчитывать обменять билет на другой рейс - такая услуга не предусмотрена. (WSJ, 7. 10. 2000)