Письмо с "Курска"


После катастрофы АПЛ "Курск" в ее кормовых отсеках некоторое время оставались живые люди. Один из них - капитан-лейтенант Дмитрий Колесников - оставил в кармане кителя записку своей семье и тем, кто нашел его два месяца спустя в 8-м отсеке погибшей лодки. Это свидетельство дало возможность водолазам сосредоточить все свои усилия на 9-м отсеке, в который после катастрофы перебрались более 20 обреченных подводников.

"13. 15. Весь личный состав из 6-го, 7-го и 8-го отсеков перешел в 9-й. Нас здесь 23 человека... мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх. (...) 13. 5... Я пишу на ощупь".

Так написал командир 7-го отсека капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Официальные лица вчера не стали раскрывать полный текст записки, сославшись на то, что она носит "очень личный характер".

Но как рассказал вице-премьер Илья Клебанов, возглавляющий комиссию по расследованию причин катастрофы "Курска", послание состоит из двух записей. Первая из них была сделана в 13. 15, т. е. через несколько минут после того, как в Баренцевом море были зафиксированы два взрыва, приведшие к затоплению "Курска". В ней говорится о том, что после аварии "Курска" 23 моряка перебрались в 9-й отсек субмарины. Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак сказал, что возможно, 2 - 3 человека попытались выйти через аварийно-спасательный люк.

Вторая запись была сделана спустя четыре часа после аварии. Неизвестно, сколько моряков к этому времени оставалось в живых.

Официальные лица вчера по-разному трактовали сведения, полученные из записки. Михаил Моцак предположил, что попытка спасения не удалась из-за того, что аварийный шлюз подлодки был заполнен водой. А генеральный конструктор, начальник ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Спасский высказал мнение, что моряки были сильно травмированы в результате аварии.

В то же время вице-премьер Илья Клебанов вчера еще раз категорично заявил о том, что "шансов спасти подводников не было". При этом Клебанов обратил внимание лишь на то, что вопреки написанному в записке тела четырех подводников "были почему-то найдены" не в 9-м, а в 8-м отсеке подлодки.

По мнению эксперта норвежской экологической организации Bellona Игоря Кудрика, на основе имеющейся информации пока что по-прежнему невозможно оценивать шансы того, могли ли выжить перешедшие в 9-й отсек члены экипажа "Курска". "Здесь остается слишком много переменных, которые не позволяют с точностью говорить, сколько могли продержаться подводники.

Игорь Спасский заявил, что "взрыв торпедного вооружения продолжил катастрофу, однако до сих пор не ясно, что послужило началом аварии. Обнаружена еще одна вмятина на корпусе, надо определить ее происхождение", - сказал он. Клебанов вчера только заверил, что определенность в отношении первопричины наступит к 8 ноября на заседании правительственной комиссии по "Курску". Пока же водолазы попытаются проникнуть в 9-й отсек, где они надеются найти тела погибших.