Трезвеющий мир


ЛОНДОН - Алкогольный рынок тоже стал жертвой глобального замедления экономического роста, усугубившегося после терактов 11 сентября. Одновременно и независимо друг от друга Diageo и Allied Domecq, занимающие соответственно первое и второе места в мире по производству спиртных напитков, объявили о снижении спроса на свою продукцию в отдельных секторах рынка.

Филип Боуман, генеральный директор Allied Domecq, во вторник объявил, что причиной явного снижения спроса во второй половине года, несомненно, в значительной степени послужили сентябрьские теракты, которые привели к спаду во многих отраслях, смежных с бизнесом компании. В частности, под ударом оказались магазины беспошлинной торговли. Это легко объяснить: продажи в duty-free снизились, поскольку повсюду сильно сократилось количество туристов и прочих путешествующих. Allied Domecq, по словам гендиректора, собирается сокращать расходы, чтобы смягчить воздействие кризисных факторов: достичь роста прибыли будет гораздо труднее, чем в прошлом году.

Измерить в точных цифрах влияние терактов на алкогольную индустрию, разумеется, трудно, можно лишь выявить закономерности. Наибольшие потери понесли секторы бизнеса, связанные с путешествиями и другими выездными мероприятиями, а также с дорогими ресторанами. При этом кризис практически не затронул баров, закусочных и "простых" ресторанов, которые люди посещают регулярно: такие заведения, как правило, находятся близко к дому, не требуют дальних поездок и не вызывают у народа опасений.

Несмотря на замедление роста, Allied Domecq объявила о 12% -ном повышении прибыли до уплаты налогов по результатам финансового года, закончившегося 31 августа. Высокие прибыли компании объясняются успехом ее четырех ключевых брэндов на локальных рынках, в том числе виски BallantineХs - в Азиатском регионе и Beefeater - в Испании. Собственно, продажи спиртного снизились на 1%, однако рост годовых доходов на 11% (по сравнению с предыдущим годом) был достигнут за счет повышения цен.

Параллельно о снижении темпов роста продаж в I квартале (закончившемся 30 сентября) объявила Diageo. Спад не касается ее главных брэндов, таких как водка Smirnoff и ликер Baileys. Продажи сократились на военных базах, в аэропортах, в отелях, на курортах. В результате темпы роста продаж спиртных напитков Diageo в целом остались на прежнем уровне.

Вместе с тем влияние терактов почти не сказалось на регионах за пределами Северной Америки: другие крупные рынки Diageo, включая британский, ирландский и испанский, не пострадали. Продажи некоторых продуктов (например водочного коктейля Smirnoff Ice) продолжают расти. Тем не менее руководство компании тоже рассматривает возможности сокращения расходов. (WSJ, 31. 10. 2001)