Табачники выводят токсины


Табачные компании начали выпуск сигарет с пониженным содержанием токсинов. Пока не установлено, насколько новые сигареты безвредны для здоровья, но рекламная кампания, начатая параллельно с запуском новых линий, громко возвестила о преимуществах этих продуктов.

Vector Tobacco стала первым производителем табачной продукции, который собирается выпустить на рынок США сигареты с потенциально менее опасным составом дыма. На постерах, рекламирующих сигареты Omni, красуется надпись: "С пониженным содержанием канцерогенов. Вкус высшего класса". Табак в Omni обрабатывается специальным химическим составом, включающим, в частности, палладий, который обычно используется в автомобильных катализаторах.

Другие компании не отстают. Brown & Williamson Tobacco (подразделение British American Tobacco, третий по величине американский производитель) начала пробные продажи сигарет Advance с пониженным содержанием токсинов. R.J. Reynolds Tobacco Holdings тестирует нетрадиционные сигареты Eclipse, в которых табак не горит, а тлеет.

Вся эта продукция, по утверждению производителей, значительно снижает риск онкологических заболеваний и других опасных для здоровья последствий курения. "Вкус тот же, а токсинов меньше" - таков лейтмотив набирающей обороты рекламной кампании.

Новые рекламные постеры посвящают курильщиков в самые сокровенные подробности химического состава сигарет. Vector сообщает о пониженном содержании в Omni канцерогенных элементов - полициклических ароматических углеводородов, катехолов и одного из нитрозаминов. В каждую пачку Advance вложена аннотация с перечислением 42 токсичных компонентов (включая синильную кислоту, бензол и формальдегид), обнаруженных отделом здравоохранения штата Массачусетс.

Впрочем, все эти подробности мало что могут сказать потребителю. До сих пор нет государственных стандартов, которые бы определяли, является ли та или иная сигарета достаточно безопасной. Не существует и норм, определяющих, в какой форме должен проводиться маркетинг подобной продукции.

Между тем вашингтонская адвокатская группа Campaign for Tobacco-Free Kids подвергла критике новые проекты табачников - как производственные, так и рекламные. Президент группы Мэттью Майерс считает, что подобные проекты могут дезинформировать потребителей и нанести серьезный вред их здоровью. Узнав из рекламных объявлений, что новые сигареты почти безопасны, курильщики не захотят бросать пагубную привычку; кроме того, могут соблазниться и некурящие.

Некоторые эксперты в области здравоохранения видят в нынешней маркетинговой акции сходство с кампанией 1950-х гг., когда табачники начали выпускать сигареты с фильтром, что позволило снизить содержание смол. Для примера, Liggett тогда использовала для рекламы своего нового продукта - L&M с фильтром - слоган "То, что доктор прописал".

Отвечая на обвинения в недобросовестной рекламе, гендиректор Vector Беннетт Лебо напомнил потребителям: "Безопасных сигарет не бывает, и мы никого не призываем курить". Впрочем, он добавил, что для тех, кто уже курит, Omni - лучший выбор.

По словам химика Стивена Хехта, занимающегося вопросами профилактики раковых заболеваний в онкологическом центре при Университете Миннесоты, ученым пока неизвестно, насколько значимо для здоровья курильщиков декларируемое компаниями сокращение вредных веществ. Чтобы выяснить это, требуются более глубокие исследования. (WSJ, 5. 11. 2001)