Жевать и нюхать


Компания UST, производитель жевательного табака Skoal и нюхательного табака Copenhagen, обратилась в Федеральную комиссию по торговле (FTC), желая получить разрешение на рекламу, в которой утверждается, что ее продукция менее вредна для здоровья, чем традиционный курительный табак.

Растет число врачей, придерживающихся мнения, что курильщики существенно уменьшили бы риск для здоровья, если бы перешли на некурительную табачную продукцию, утверждает UST в своем письме, направленном комиссии. Однако министр здравоохранения США заявляет, что нюхательный табак не так уж безвреден.

Последнее выступление UST может добавить остроты в спор вокруг табачной продукции. Общественное мнение в США уже раскололось по вопросу о том, можно ли считать некурительный табак компромиссным решением проблемы никотиновой зависимости. По официальным данным, курение является причиной смерти более чем 400 000 американцев в год - т. е. примерно половине заядлых курильщиков суждено умереть от злоупотребления табаком. Некоторые полагают, что употребление нюхательного и жевательного табака поможет таким людям снизить риск для здоровья. Сам никотин не особенно вредоносен: большинство токсинов, вызывающих известные заболевания курильщиков, образуется при сгорании табака.

Однако противники этого подхода доказывают, что некурительный табак тоже связан с опасностями для здоровья: например, он способствует развитию раковых заболеваний ротовой полости. И, разумеется, еще одна опасность таится в том, что люди, которые никогда не курили, могут начать жевать или нюхать табак, считая его "безопасным", и таким образом приобретут вредную привычку. Около 9000 человек в США ежегодно умирают от рака слизистой оболочки рта (правда, по большей части это все те же курильщики).

Нюхательный табак - сырой табак, который продается в виде шариков, напоминающих кофейные зерна, - самая популярная форма некурительного табака. Жевательный табак выпускается в виде длинных полос нарезанного табачного листа. UST - крупнейший в США производитель нюхательного табака, единственного табачного продукта, производство которого сейчас увеличивается. В 2005 г. компания рассчитывает на рост прибыли в среднем на 10% в год.

Реклама некурительных табачных изделий не даст искоренить курение, убежден Грегори Конноли, руководитель антитабачной программы Массачусетского управления здравоохранения. Активисты антитабачного движения опасаются, что план UST будет одобрен FTC. Нынешний глава комиссии Тимоти Мьюрис неоднократно критиковал правительственные меры, регулирующие деятельность отрасли, и выступал за смягчение контроля над рекламой табачных изделий. Впрочем, сам Мьюрис утверждает, что критикует лишь "плохие меры" и приветствует такие формы контроля, которые идут на пользу потребителям.

Мэттью Майерс, президент вашингтонской адвокатской группы "Спасем детей от табака! ", видит в действиях UST попытку повлиять на общественное мнение, сделать его более терпимым к табачной продукции. Адвокаты настаивают, что утверждения о свойствах того или иного продукта должны делаться на основе заключений компетентных органов, например Администрации по контролю за продуктами питания и лекарствами. Между тем под обращением UST в FTC готова подписаться еще и табачная компания Star Scientific. (WSJ, 02. 2002)