СТОИМОСТЬ ЖИЗНИ: Отпуск с экономистом


У меня на каминной полке лежит несколько открыток. Отправители знают, что я экономист, и в большинстве своем после неизбежных рассуждений о погоде переходят к рассуждениям о ценах. За отпуск можно получить массу сведений по экономике. Вот письмо от студенческой пары, путешествующей по Индии. Их поражает местная дешевизна. Можно найти отель за $10 в сутки, так что пара недель работы вполне окупает продолжительный отпуск. В Индии даже роскошные отели дешевы по европейским стандартам.

Совсем другое дело Япония. Единственный способ получить удовольствие от путешествия по стране - забыть о курсе обмена валют. Как только вы начинаете считать, вам сразу хочется вернуться домой.

Паритет покупательной способности - базовый элемент экономики обменных курсов валют. Если взять колебания валют день за днем, их курсы покажутся вам чрезвычайно подвижными. Но если взять более длительный период, лучший прогноз колебаний валютных курсов дадут относительные уровни инфляции в разных странах. Идея паритета покупательной способности подразумевает, что стоимость жизни в разных странах одинакова. Однако каждый, кто побывал за границей, знает, что это не так.

В богатых странах стоимость жизни обычно выше, чем в бедных. Например, в Норвегии цены очень высоки, но норвежцам они по карману (так, по крайней мере, утверждается в одной из моих открыток). Паритет покупательной способности означает, что цены на продаваемые по всему миру товары (одежда, автомобили, конфеты и пр.) имеют тенденцию к выравниванию. Гораздо сильнее варьируются цены на услуги, которые нельзя импортировать. Эти цены коррелируют со стоимостью труда на внутренних рынках, а она выше в странах типа Норвегии.

В результате в богатых странах, как правило, устанавливается более высокий курс национальной валюты, чем диктует паритет покупательной способности, а в бедных - более низкий. При этом разброс уровней жизни в разных странах гораздо меньше, чем разница в ВВП на душу населения, если считать ее на основе рыночных курсов валют.

В структуре расходов туристов доля услуг гораздо выше, чем в повседневной жизни. Живя дома, мы, как правило, сами убираем постель, завариваем себе чай и подстригаем свой газон. Когда вы путешествуете по чужой стране, кто-то делает все это за вас. Поэтому стоимость жизни туристов в разных странах имеет больший разброс, чем стоимость жизни резидентов.

Отсюда понятно, почему Индия - удобное место для туристического отдыха. Но мы не объясняли, почему даже американцы и европейцы считают весьма дорогой страной Японию, - ведь уровень доходов в ЕС, США и Японии практически одинаковый. Дело в том, что производительность японцев в секторе продаваемых на мировом рынке промышленных товаров значительно выше их производительности в секторе услуг, которые по большей части не поступают на международный рынок. Поэтому цены на услуги в Японии гораздо выше, чем в Европе или США. Японцы объясняют это разницей в качестве услуг. Даже в самых дорогих американских отелях не держат сотрудника, обязанность которого только в том, чтобы кланяться вам, когда вы входите в лифт или выходите из него. Да и приготовление пищи в стейк-хаусе не требует того кулинарного мастерства, какое демонстрируют кудесники японской кухни.

Когда вы находитесь в Риме, вам приходится платить за то, за что платят местные жители, даже если вам этого не надо. Паритет покупательной способности - слишком грубый критерий, он не может учесть культурных различий. Оптовые цены на товары могут быть одинаковыми, но в каждом магазине вам придется платить за розничный сервис по местным расценкам. Именно поэтому японский фотоаппарат может обойтись вам дороже в Токио, чем в Нью-Йорке. Дороговизна фотоаппарата в Токио объясняется еще и ценами на недвижимость, которые, как и цены услуг, в разных странах не одинаковы. Дороже всего жилье в самых густонаселенных местах мира, таких как Лондон, Париж, Токио, Нью-Йорк, Гонконг или Монако. При этом цена жилья влияет не только на стоимость оплачиваемой вами квартиры или номера в гостинице. Она воздействует на стоимость любого товара, для продажи которого нужно помещение, будь то кресло в кинотеатре или напиток в баре. Жилье дешевле там, где много незаселенных территорий, например в Австралии или США. Вот почему в этих странах уровень жизни выше, чем можно было бы ожидать исходя из их ВВП на душу населения. Недвижимость дешевле там, где нет одного доминирующего мегаполиса. В Испании, Италии и Германии не многие цены на жилье соперничают с лондонскими, парижскими или токийскими. Жилье дешевеет там, откуда уезжает население, поскольку предложение больше спроса. Замок во Франции можно купить по цене коттеджа где-нибудь в английской провинции, потому что упадок сельского хозяйства настиг Англию гораздо раньше.

Так где же проводят отпуск экономисты? Некоторые любят останавливаться в бизнес-отелях - спрос на них со стороны бизнесменов летом падает. Они клюют на рекламные проспекты, зазывающие в августе в Дюссельдорф по сниженным ценам. Эта публика выбирает страны с низким доходом на душу населения, где услуги дешевы, и ищет страны с более высокой производительностью в секторе услуг, чем в промышленности. Такие люди с удовольствием едут в необжитые регионы - не из экологических соображений, а из-за низких цен - и выбирают места, где отток населения больше притока. Возможно, одно из таких мест - Восточная Европа. Но жизнь - это больше, чем экономика. Вот почему эта статья была написана на юге Франции. (FT, 27. 08. 2002)