Счастье американских оружейников


СПРИНГФИЛД (штат Массачусетс) - В судьбе Smith & Wesson наметился поворот на 180 градусов, отражающий общую динамику контроля над оружейным рынком в США. Пойдя на уступки миролюбивой администрации Клинтона, компания впала в немилость у коллег по цеху и покупателей. Политика нынешней власти сняла многие проблемы с законом для S&W (как и для всей отрасли), и теперь существование на рынке вновь становится для нее чисто коммерческим вопросом. Долгое время S&W с ее 150-летней историей служила символом американской индустрии стрелкового оружия. Это вторая в США компания после Sturm, Ruger & Company, специализирующаяся на производстве легкого огнестрельного оружия среднего и верхнего ценового сегмента ($300 - 600 в рознице).

Проблемы начались в 1998 г., когда местные власти городов и штатов пошли в наступление на оружейников, завалив их судебными исками по схеме, отработанной на табачных компаниях. Признав частичную ответственность за гибель и увечья людей, связанные с применением огнестрельного оружия, производители должны были разделить с государством бремя соответствующих расходов (содержание врачей, полиции и пр.).

Эд Шульц - тогдашний гендиректор S&W, входившей в состав британского конгломерата Tomkins, - с легкостью согласился пойти на уступки: человек, пришедший в S&W из мебельной компании, не разделял того пыла, с каковым велись в США все дискуссии по поводу оружейного законодательства. В марте 2000 г. Шульц согласился в порядке урегулирования исков наложить ограничения на маркетинг своей продукции: в частности, розничную продажу было решено отныне вести только через специальных дистрибьюторов, выполняющих условия договора с властями. Клинтон назвал это соглашение историческим, заявив, что оно сильно уменьшит вероятность попадания оружия к криминальным элементам.

С тех пор Национальная стрелковая ассоциация Америки (NRA) объявила S&W настоящий бойкот. Ее клеймили как предателя другие оружейные компании и потребители, верные культовому брэнду. Магазины стали разрывать с ней контракты. "S&W продала душу администрации Клинтона, чтобы отделаться от парочки исков" - примерно в таких выражениях объясняли они ситуацию покупателям. Фанатам было ясно: речь идет уже не о деньгах, а о свободе, которую отнимают у американцев. Помимо всего прочего, потенциальных покупателей отпугивала угроза преследования со стороны властей. S&W столкнулась с катастрофическим падением продаж (с 1999 г. до осени 2000 г. - на 40 - 60%) и начала сокращать расходы. Шульц подал в отставку. Tomkins решила избавиться от S&W, но никто из конкурентов не хотел ее покупать. Наконец, в 2001 г. она была продана по бросовой цене - $15 млн плюс $30 млн дивидендов в будущем (покупая S&W в 1987 г., сама Tomkins заплатила за нее $112 млн). Одним из новых владельцев стал бывший директор отдела продаж S&W Роберт Скотт, гораздо больший энтузиаст оружейного дела, чем аутсайдер Шульц. Он постарался восстановить добрые отношения с оружейным лобби. Но главное - в США сменилась власть: на смену миротворцам пришли милитаристы. Администрация Буша прислушалась к доводам оружейников, доказывающих, что они не обязаны нести ответственность за инциденты с огнестрельным оружием, как автопроизводители не должны отвечать за поведение водителей. Рассмотрев 21 иск, запущенный местными властями при Клинтоне, суды по всей стране отклонили 10 из них. При нынешней власти оружейникам пока не грозит судьба табачных компаний.

Последние события с вашингтонским снайпером-убийцей вызвали в обществе новый всплеск возмущения. Раздаются призывы к ужесточению ответственности производителей оружия. Однако сейчас, накануне вторжения в Ирак, когда в стране нагнетается общая милитаристская атмосфера, подобные законы явно не в духе времени. У S&W немало проблем и чисто коммерческого свойства. Рынок легкого огнестрельного оружия сужается, объективно падает интерес потребителей к пистолетам для спортивной стрельбы. Акции S&W упали с марта на 60%. Однако компании удалось вернуть себе доброе имя, а теперь она надеется вернуть и финансовое благополучие. В I квартале финансового 2003 г., закончившегося 31 июля, она получила операционную прибыль $131 994 при объеме продаж $20,6 млн. NRA впервые с 2000 г. дала в своем журнале большой материал, посвященный S&W. "С возвращением! - гласит редакционный комментарий. - Нам вас не хватало! " (WSJ, 16. 10. 2002)