Ханс-Хольгер Альбрехт, генеральный директор компании Modern Times Group
- MTG владеет 37% акций Story First Communications, которая, в свою очередь, владеет крупными пакетами акций в СТС и радио "Максимум". На какие решения позволяет влиять этот пакет? - Три директора SFC из девяти представляют нас. Поскольку у нас прекрасный партнер - Альфа-банк, нет никаких разногласий в том, как должен существовать этот бизнес. У нас есть один человек в совете директоров СТС.
"Не надо смотреть на паспорт инвестора".
Скандинавская Modern Times Group (MTG) удивила многих, став в прошлом году владельцем 75% акций телеканала "Дарьял ТВ". В этом году сюрприз случился для самой MTG, когда Минпечати отказалось продлить каналу лицензию на вещание. Лицензия эта вызывает интерес не только у MTG - за нее борются еще и структуры, близкие к "Первому каналу", Александр Малкин со своим "Авторским телевидением", телевизионное подразделение холдинга Rambler и др. В попытке опередить конкурентов руководство ДТВ решило рискнуть: с 1 февраля, за месяц до конкурса, будет запущена новая сетка вещания, в которой будут отражены основные идеи, с которыми канал участвует в нем. Но даже в случае неудачи, по словам генерального директора MTG Ханс-Хольгер Альбрехта, компания не намерена отчаиваться и уходить с российского рынка.
- Как вы оцениваете развитие российского бизнеса Modern Times Group? - Мы с оптимизмом смотрим на развитие российского бизнеса компании. Российский рынок для нас на сегодняшний день является одним из приоритетных. Инвестиции в российские компании - в первую очередь СТС и ДТВ - составляют самую большую долю в инвестиционном портфеле MTG: мы планируем за несколько лет вложить от $30 млн до $100 млн.
- Какую долю от общемировых вложений MTG составляют российские? - Я не могу назвать точную цифру, но это самая большая часть операционных инвестиций нашей компании.
- Вы сказали, что сделали достаточно серьезные инвестиции в СТС. Вы могли бы назвать цифру? - Нет.
- ДТВ - самая крупная инвестиция MTG в России. На момент покупки канал находился в очень плохом состоянии: рейтинги были крайне низкими, стабильной аудитории канал не имел, сеть распространения сигнала не работала. Почему MTG заинтересовал именно этот актив? - Мы прежде всего операторы-вещатели, а не инвесторы и знаем, как руководить телевизионными каналами. Если взять компанию, которой настолько плохо руководили, можно согласовать хорошую цену за ее акции. Во-вторых, для нас было важно, что это был полностью неполитический канал, - это наша философия. Когда мы купили акции ДТВ, канал был на грани банкротства, происходило полное безобразие. Мы полностью перестроили этот канал не только с точки зрения программной политики, но и в том, как делается отчетность, расходуются деньги. В результате только в 2002 г. доля канала выросла в семь раз.
- На российском рынке есть мнение, что MTG фактически купила не канал, а лицензию. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Конечно, на телевизионном канале лицензия является главным оружием, и ее наличие было для нас очень важно, когда мы приобретали канал.
- Вы консультировались с представителями российских властных структур или с кем-то из участников российского медиа-рынка, прежде чем сделать это приобретение? - Нет, но, когда мы покупали канал, наши юристы все проверили. Мы знали о двух предупреждениях, которые были сделаны каналу еще при прежних владельцах, но тем не менее наши юристы и все предыдущие примеры говорили о том, что даже при двух предупреждениях лицензия все равно продлевается оператору, если работа на канале идет правильно. Мы также принимаем в расчет то, что если на канал приходит новая команда, перестраивает работу, включает новый менеджмент, то такие вещи должны быть оценены и Министерством печати.
- Когда возникли проблемы с лицензией, MTG пыталась каким-то образом решить проблему до того, как было принято решение выставлять ее на конкурс? - У нас, естественно, состоялись разговоры с министром, и мы выразили свое удивление.
- Тем не менее вы проводили какие-то переговоры с министерством о том, есть ли какая-то возможность продлить лицензию без конкурса? - Нет, у нас была встреча, во время которой он нам сообщил, что будет тендер и мы сможем участвовать в нем.
- Российское законодательство позволяет иностранным компаниям владеть не больше чем 49% акций телеканала. Несмотря на это, по информации самой MTG, она контролирует 75% акций. Каким образом это достигнуто? - Мы действуем в полном соответствии с этим законом. Этот вопрос никогда не поднимался российским правительством и не являлся предметом дискуссии по поводу продления лицензии.
- Каким юридическим или, может быть, физическим лицам принадлежат оставшиеся 26% акций? - Не вдаваясь в детали - это частные лица.
- Я правильно вас поняла, что в числе акционеров ДТВ нет инвестиционного фонда TPG Au-rora? - Да, правильно понимаете: он не является акционером ДТВ. Никто из тех людей и компаний, которые упоминаются в российских СМИ - ни TPG Aurora, ни "ЛУКОЙЛ", - не имеют к этим частным лицам никакого отношения.
- Вам хотелось бы контролировать все 100% акций канала? - Нам хотелось бы, чтобы Дарьялова и Вайнер больше не были акционерами канала, потому что большинство проблем, которые нам нужно было решать, было вызвано их руководством.
- 26 февраля состоится конкурс. Что вы намерены предпринять, если MTG не удастся продлить лицензию? - Если мы не получим лицензию, это будет первый подобный случай не только в России, но и в Европе, если я не ошибаюсь. Мы будем продолжать наши инвестиции в другие российские проекты. Проблема будет в том, что такие действия российского правительства подадут очень негативный сигнал мировым рынкам, особенно финансовым, и еще раз покажут, что иностранцам все еще рискованно инвестировать [здесь]. Для России это создает плохую рекламу, несмотря на то что наши вложения по сравнению с другими, сделанными в российский бизнес, невелики.
- Каков объем уже сделанных инвестиций? Верна ли цифра в $40 млн, которая называлась раньше? - У вас верная цифра, но это касается не только ДТВ.
- То есть $40 млн - это объем инвестиций во все российские активы? - Да.
- Намерены ли вы приобретать какие-то другие активы на российском рынке? - Да, мы изучаем другие активы, в том числе производство reality show и радиосектор. В ближайшее время мы планируем запустить платный киноканал, который уже очень успешно существует в Скандинавии и странах Балтии.
- MTG - один из крупнейших операторов спутникового телевидения в мире. У вас есть планы его развития в России? - Да, мы рассматриваем эту возможность. У нас была встреча с министром связи Леонидом Рейманом. Никаких договоренностей пока не достигнуто, потому что для России мы сначала должны найти не слишком дорогие декодеры.
- Для российского медийного рынка основной вопрос сейчас - новый закон о СМИ, который готовится к внесению в Госдуму. В новой редакции планируется сохранить пункт о том, что иностранные компании не могут владеть более чем 49% акции компании. Как вы считаете, обоснованно ли такое ограничение? - Мне кажется, что такие ограничения не должны накладываться именно на иностранных инвесторов. Чем ближе Россия подходит к европейскому сообществу и к ВТО, тем меньше она должна основывать свою работу с инвестором на том, какой у него паспорт, и больше - на том, что он может сделать. Проблемы для государства начинаются, когда несколько компаний владеют всеми СМИ. И это гораздо важнее, чем говорить о том, что иностранные инвесторы могут владеть только 49%.
- Что государство может сделать для того, чтобы привлечь в сектор электронных СМИ инвесторов - и прежде всего иностранных? - Главное при привлечении инвесторов - чтобы они чувствовали себя в безопасности, доверяли российскому правительству, верили в то, что в стране есть законность. Что касается более мелких вещей, то это вера в то, что к тебе будут относиться так же, как и к российскому инвестору.
БИОГРАФИЯ: Ханс-Хоглер Альбрехт родился в 1963 г. в Брюсселе. Вырос в Ганновере (Германия), учился во Фрайбургском университете (Германия), Йельском университете (США) и Университет в Бохуме (Германия), получил диплом юриста. В 1990 г. работал на Daimler-Benz, в 1991 - 1996 гг. - в люксембургской медиа-компании CLT, где отвечал за все телевизионные проекты и развитие бизнеса в Германии и Восточной Европе. В 1997 г. стал главой подразделения платного телевидения в Viasat Broadcasting в составе MTG. В 1999 г. возглавил всю компанию Viasat. В апреле 2000 г. назначен исполнительным директором MTG, в октябре - президентом и генеральным директором MTG.
О КОМПАНИИ: Modern Times Group (MTG) AB основана в конце 1994 г. как медиа-подразделение шведской Industriforvaltnings Kinnevik. Группа компаний работает в семи областях: Viasat Broadcasting (18 открытых эфирных и платных телеканалов в девяти странах), радио (семь радиосетей в пяти странах), New Media (три интернет-портала), печатные СМИ (деловая пресса), Modern Interactive (телемагазины, электронная коммерция и логистика), SDI Media (субтитрование и дублирование фильмов и телепрограмм для разных стран) и Modern Studios (производство и продажа телепрограмм). Акции MTG котируются на Нью-Йоркской бирже.
В России MTG владеет 75% акций ЗАО "ТВ Дарьял" и 36% акций StoryFirst Communications (учредитель СТС и радио "Максимум").