"Грэмми" - президентам


В Лос-Анджелесе в 46-й раз присудили премию "Грэмми". На этот раз триумфаторами оказались молодая Бейонси и тяжелобольной ветеран музыки соул Лютер Вандросс, получившие соответственно пять и четыре премии. Как лучшие рассказчики на детской музыкальной пластинке премию получили Михаил Горбачев, Билл Клинтон и Софи Лорен.

В истории "Грэмми" было немало случаев, когда один артист забирал много наград. Но если Вандросс известен Штатам с 1970-х гг. (его голос звучал на самых популярных пластинках Квинси Джоунса, была долгая соул-карьера) , заслуги Бейонси значительно скромнее: победившая песня Crazy in love - простенькая динамичная музыка, в которой, по оценке одного из обозревателей, лучше была видна "изумительная фигура певицы, чем ее не менее прелестный голос".

И в то же время налицо тенденция: в последние годы "Грэмми" с радостью дает сразу по многу наград именно молодым исполнительницам. Например, Алиша Киз и Нора Джоунс в прошлые годы уехали с чемоданами, полными "Грэмми". Исполнителям-мужчинам в последнее время достается значительно меньше. Четыре награды Лютеру Вандроссу - это, скорее, общий приз за его заслуги перед музыкой.

Джастин Тимберлейк, клон веселого и находчивого Робби Уильямса, - один из тех, кому достались две награды: одна за дуэт с Джанет Джексон, одна за сольную запись. К слову, с Джексон на прошлой неделе случился грандиозный скандал: во время дневной прямой трансляции матча по американскому футболу, который в Штатах смотрят семьями, Тимберлейк сорвал с нее часть одежды и обнажил грудь. В результате на "Грэмми" были приняты меры предосторожности. Чтобы избавить американцев от новой атаки, церемония транслировалась с пятиминутным опозданием. Тщетная предосторожность: Джанет просто не приехала на церемонию, и награду за лучший дуэт года получал Джастин Тимберлейк (он также получил "Грэмми" за пластинку Justify). Джастин же прослезился и извинился перед публикой.

"Грэмми" в поп-разделах, выданные молодежи, по большому счету неинтересной с музыкальной точки зрения, подчеркнули желание академии оставаться востребованной со стороны крупнейших компаний.

В то же время в других разделах академия проявила разумную осторожность. В джазе и блюзе предпочтение академии оказалось полностью на стороне старой гвардии: премии получили ветераны Чик Кориа, Майкл Брекер (дважды - за альбом и за лучшую инструментальную композицию) и его брат Рэнди, частый гость московских площадок (альбом 34th N Lex). Среди вокалистов отмечена Дайана Ривс (альбом A Little Moonlight) , давно уже получившая в джазовом мире статус современного классика. Лучшей пластинкой традиционного блюза признана Blues Singer Бадди Гая, а лучший современный блюз - Let's Roll от Этты Джеймс.

В латинских номинациях также преобладают всемирно известные деятели. За альбомы года премии получили знаменитая кубинская певица Селья Крус, скончавшаяся в этом году, и участник "Буэны Висты" Ибрагим Ферре. Лучшим альбомом в жанре "мировая музыка" признана пластинка Voz D'Amor любимой в России Сезарии Эворы.

Среди интересных лиц, отмеченных в номинациях, характерно появление персонажей нью-йоркского танцевального андеграунда. Он представлен сразу двумя именами - речь идет об известном продюсерском дуэте "Мастера за работой" и певице Индии. Интересно, что номинирование на "Грэмми" этих музыкантов (в категории "продюсер" и "вокал") совпало с окончательным закрытием в этом году главной нью-йоркской вечеринки, на которой их музыка звучала на протяжении последних десяти лет, - Body'n'Soul.

Премии в области классической музыки (из 105 всех номинаций "Грэмми" они занимают позиции с 91-й по 103-ю) , как всегда, дали повод порадоваться за русскую исполнительскую школу. Правда, в числе выдвинутых исполнителей были и Михаил Плетнев, и Евгений Кисин, а премия досталась лишь Мстиславу Ростроповичу и Максиму Венгерову. В разделе "Лучшее инструментальное соло с оркестром" победил их диск с британской музыкой ХХ века, причем Ростропович дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, а Венгеров солировал на двух разных инструментах: в Концерте Бенджамина Бриттена - на скрипке, в Концерте Уильяма Уолтона - на альте. В числе других лауреатов "Грэмми" - дирижеры Майкл Тилсон Томас и Пьер Булез (как ни курьезно, оба они записали одну и ту же Третью симфонию Малера) , пианист Эмануэль Экс, певцы Томас Квастхофф и Анне-Софи фон Оттер, виолончелист Йо-Йо Ма, композитор Доминик Ардженто, "Кронос-квартет", а также объединенные силы театра "Ковент-Гарден" под началом Бернарда Хайтинка, чья запись оперы Яначека "Енуфа" названа лучшей оперной записью года.

К веселым курьезам "Грэмми" относится присуждение награды Михаилу Горбачеву, Биллу Клинтону и Софи Лорен, которые записали сказку "Петя и волк" с участием Российского национального оркестра под управлением Кента Нагано. Советский президент прочитал вступление к сказке, а его американский коллега и итальянская кинозвезда взяли на себя исполнение основного текста под музыку Сергея Прокофьева и современного французского композитора Жан-Паскаля Беинтуса.

Вспомнили академики и про любимого в России 1950-х гг. Вана Клиберна - также за заслуги.