Проект “Б”: Вера и возраст


Детские фантазии безобидны и красивы. Они – часть волшебства жизни и особенно Рождества. Фантазии взрослых опасны.

События, в результате которых много людей одновременно начинали верить в то, что не соответствует действительности, случались во все времена. Но почему-то в наше время люди особенно склонны к иллюзиям.

Интернет богат коммерческими возможностями беспрецедентного размаха; технобум будет вечным; у Саддама целый арсенал оружия массового поражения – эти заблуждения играли центральную роль в экономической и политической сферах в последние годы. И еще недавно не все знали, что это заблуждения. Многим еще предстоит сделать для себя горькие открытия. Например, верить в то, что бюджетный дефицит – это неважно, и в то, что тысячи хедж-фондов могут одновременно создавать прибыли из чистого воздуха, – это так же, как верить в то, что Санта-Клаус посетит ваш дом в ближайшую пятницу.

Инакомыслящим в любом обществе приходится несладко. Во время спектакля “Питер Пэн” взрослые редко дают честный ответ на вопрос со сцены о том, верят ли они в фей. Скептиками обычно выступают дети, которые уже научились сомневаться в достоверности сказок, но еще не приобрели взрослых социальных навыков. С возрастом большинство из нас начинают понимать, что в таких случаях лучше быть как все.

И правильно. Широко распространенное мнение часто оказывается истинным. Поэтому более естественно и более эффективно просто принять общую точку зрения, чем затевать собственное исследование. Я думаю, что земля круглая, не потому, что я лично в этом убедился, а потому, что мне так сказали люди, которым я склонен доверять. Еще тысячу лет назад я по той же самой причине был бы уверен, что земля плоская. Точно так же я верил в Санта-Клауса, потому что о нем мне рассказывали родители. А потом перестал верить, потому что меня разубедил мой двоюродный брат, которому было уже больше 10 лет и он все знал.

В силу такого социального и экономического давления убеждения оказываются такими заразительными. Поэтому мнение, которое разделяют всего несколько людей, может иногда становиться всеобщим убеждением.

К примеру, мнение о том, что климатические изменения – серьезная проблема, или то, что Европа столкнется с демографическим кризисом в 2050 г. Эти прогнозы становятся менее убедительными, как только понимаешь, как мало у них независимых друг от друга источников.

Еще более мощная сила, заставляющая нас принимать неверные точки зрения, – это естественное человеческое стремление верить в то, во что хочется верить. В Санта-Клауса, в хедж-фонды.

У экономистов есть определение взросления – это момент, когда ваши расходы на рождественские подарки начинают превышать стоимость того, что вы сами ожидаете получить. Вместе с этой огорчительной особенностью зрелости приходит осознание, что не всегда нужно верить в то, во что хочется верить. Приходит понимание, когда лучше принимать точку зрения других, а когда противиться всеобщему мнению (в том, что это последнее понимание приходит ко всем, я не уверен).

Но Рождество тем и хорошо, что дает нам несколько дней, когда можно позволить себе пофантазировать, как в детстве. Дает нам шанс поверить в то, во что мы так хотели бы поверить. Счастливого Рождества всем вам! (FT, 21.12.2004)