“ВымпелКом” нашел партнера


Заручившись поддержкой местного партнера, российскому оператору будет легче вести бизнес в Казахстане – например, взаимодействовать с казахскими регуляторами, объясняет директор по связям с общественностью “ВымпелКома” Михаил Умаров. Он отказывается назвать потенциального покупателя акций “КаР-Тела”, отмечая, что переговоры еще продолжаются. “Это нормально, когда [у компании] есть внешний инвестор и местный акционер, который знает национальное законодательство и ситуацию на рынке”, – добавляет гендиректор “КаР-Тела” Константин Марков. По его словам, “ВымпелКом” еще в прошлом году разработал план выхода на рынок Казахстана, который предусматривал “разделение финансовых рисков и получение локальной поддержки”. Это было решение самого “ВымпелКома”, а не условие сделки по приобретению “КаР-Тела”, подтверждает Максим Кравченко, вице-президент управления корпоративного финансирования Альфа-банка, который консультировал продавцов казахской компании в прошлом году.

О покупке “КаР-Тела” у нескольких казахских предпринимателей “ВымпелКом” объявил в конце августа 2004 г. 100% акций “КаР-Тела” обошлись российскому оператору в $350 млн, кроме того, он обязался погасить долг казахской компании в размере $75 млн. Тогда же в “ВымпелКоме” заявили о планах обзавестись местным партнером, который сможет получить миноритарную долю “КаР-Тела” – вплоть до 50% минус 1 акция.

Похоже, такой партнер выбран. В имеющемся у “Ведомостей” инвестиционном меморандуме, выпущенном накануне недавнего размещения еврооблигаций, “ВымпелКом” сообщил, что ведет переговоры с “местным партнером” в Казахстане о продаже тому 50% минус 1 акция компании Limnotex, через которую он владеет “КаР-Телом”. Сумма сделки должна составить $175 млн – это ровно половина той цены, за которую “ВымпелКом” полгода назад купил “КаР-Тел”. В “ВымпелКоме” надеются, что все необходимые соглашения с покупателем будут подписаны к концу марта и не позднее июня сделка будет завершена. При этом “ВымпелКом” намерен сохранить за собой возможность выкупить проданные акции обратно. Для этого оператор планирует заключить с покупателем акций два договора опциона: один – на 25% минус 1 акция “КаР-Тела”, а другой – на оставшиеся 25%.

Эксперты рынка уверены, что продажа доли в “КаР-Теле” для “ВымпелКома” – временный шаг. “Казахский партнер нужен “ВымпелКому” как промежуточное звено, посредник, который поможет наладить отношения с властями в этой стране. После этого “ВымпелКом” вернет “КаР-Тел” себе”, – убежден управляющий директор инвестиционного блока Внешторгбанка Юлий Матевосов. “Цель “ВымпелКома” – обезопасить себя политически”, – согласен с ним аналитик Brunswick UBS Владимир Постоловский. Правда, если впоследствии российская компания решит выкупить акции “КаР-Тела” обратно, ей придется добавить премию к их цене, считает он, иначе сделка окажется невыгодной для казахского партнера.

Эксперты не исключают, что покупателем 50% минус 1 акция “КаР-Тела” могут стать структуры, приближенные к казахским властям и даже лично к президенту страны Нурсултану Назарбаеву. В Казахстане весь телекоммуникационный рынок “подчиняется президенту или его ближайшему окружению”, утверждает знакомый с ситуацией источник “Ведомостей”. Другой эксперт, пожелавший сохранить анонимность, добавляет, что, по его сведениям, “ВымпелКом” ведет переговоры с “достаточно высокопоставленным лицом”. “Я не удивлюсь, если это так, – говорит Владимир Постоловский. – [Партнером] должен стать кто-то, кто в состоянии обеспечить “КаР-Телу” политическую безопасность”.

Впрочем, в пресс-службе президента Казахстана полагают, что “само упоминание президента страны в связи с участием в каких-либо коммерческих сделках неуместно”. “Глава государства как его высшее должностное лицо не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, – заявила “Ведомостям” главный инспектор пресс-службы президента Ляззат Танысбай. – Думаю, эти слухи являются не более чем слухами”.