УАЗ поравнялся с Toyota


Сахнова согласна с объяснениями менеджмента “Северсталь-Авто”. “Они в самом деле молодцы: не только декларировали меры по снижению издержек, но и эффективно их внедряют, – говорит эксперт. – “АвтоВАЗ” тоже идет по такому пути, но менее агрессивно. Хотя в рамках большого автоконцерна эффект от снижения издержек был бы более заметен”. Впрочем, Сахнова думает, что уже в этом году роста рентабельности у “Северсталь-Авто” не получится – из-за увеличения издержек. Цены на сталь в этом году могут увеличиться на 10–12%, а долларовая инфляция составит не менее 28%, напоминает Сахнова. Впрочем, несмотря на это, по ее мнению, операционные показатели “Северсталь-Авто” – выручка и прибыль в этом году все равно вырастут. А аналитик Альфа-банка Максим Матвеев прогнозирует выручку холдинга в 2005 г. на уровне 27,4 млрд руб., а чистую прибыль не ниже 1,75 млрд.

Вчера “Северсталь-Авто” первым из российских автоконцернов опубликовала консолидированную отчетность по МСФО за прошлый год. По словам гендиректора “Северсталь-Авто” Вадима Швецова, результаты за прошлый год оказались самыми успешными в истории компании. Даже несмотря на снижение продаж двигателей на 4,6% и автомобилей на 10,8%, выручка холдинга в 2004 г. увеличилась на 19% до 23,03 млрд руб., EBITDA (прибыль до выплаты налогов, дивидендов, процентов по займам и амортизационных отчислений) – на 35% до 3,36 млрд руб., а чистая прибыль выросла в полтора раза до 1,4 млрд руб.

Но основным сюрпризом для аналитиков стал фантастически высокий для российского автоконцерна уровень рентабельности “Северсталь-Авто” по EBITDA, который за год вырос с 12,9% до 14,6%. Большинство аналитиков считают этот показатель важнее чистой рентабельности, поскольку на него не влияют прочие доходы и расходы, которые компании по-разному отражают в своей чистой прибыли. “Рентабельность по EBITDA у нас лучшая среди российских компаний и выше среднемировой”, – похвастался финансовый директор “Северсталь-Авто” Николай Соболев. “Даже у Toyota она на уровне 13–14%, а у “АвтоВАЗа”, по нашим прогнозам, составит 10,5%”, – соглашается Елена Сахнова из ОФГ. Денис Нуштаев из “Метрополя” напоминает, что у американских и европейских концернов этот показатель в среднем не выше 8–10%.

В “Северсталь-Авто” объясняют свой успех просто. Во-первых, компания начала выпускать более дорогие двигатели и автомобили. В частности, Швецов отметил, что УАЗ в 2004 г. вместо УАЗ-3151, в народе прозванного “козлом”, начал выпускать его рестайлинговую версию UAZ-Hunter. К тому же, по его словам, на росте финансовых показателей сказалась и программа сокращения издержек, благодаря которой компании удалось сэкономить более 650 млн руб. “Только в результате передачи в управление голландской компании Gemco литейного производства ЗМЗ его затраты сократились на 3%”, – замечает Швецов. К числу мер по снижению издержек в компании относят демонополизацию поставок комплектующих, оптимизацию численности персонала, снижение затрат на внутризаводскую логистику, технологический аудит, снижение складских запасов и внедрение технологии “бережливого производства”.

Конкуренты комментировать успехи “Северсталь-Авто” отказались. Представители “АвтоВАЗа” и “Руспромавто” лишь напомнили, что сравнивать результаты “Северсталь-Авто” пока не с чем: отчетность “АвтоВАЗа” по МСФО за 2004 г. будет готова к лету, а “Руспромавто” ее еще ни разу не публиковала.