Деньги в канализацию


Приказ, обязывающий застройщиков вносить “инвестиционный вклад в развитие инженерной инфраструктуры”, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов подписал в декабре 2004 г., рассказал “Ведомостям” специалист отдела контроля естественных монополий УФАС Марат Валитов. По этому указу ряд муниципальных предприятий требовал от застройщиков внести средства в развитие инженерной инфраструктуры города. В частности, “Нижегородский водоканал” при выдаче технических условий на присоединение потребителей к системе водоснабжения включал в них дополнительный пункт о внесении средств на развитие водопроводно-канализационного хозяйства. В начале этого года с жалобами на него в УФАС обратились ЧП Анфилов, проектно-строительная фирма “Зодчий”, торгово-промышленная компания (ТПК) “ВСЭСС” и компания “Бизнес-центр”. Предприятия жаловались, что не получили технические условия за отказ внести “на развитие инфраструктуры” за присоединение к системе водоснабжения от 540 000 до 3 млн руб.

“Мы попросили у них [“Нижегородского водоканала”] технические условия на подключение строящегося жилого дома, а нам предложили сначала заплатить больше 1 млн руб. на ремонт городских сетей”, – рассказал “Ведомостям” менеджер “Зодчего”. “Сейчас выдача техусловий стоит около 3000 руб. Мы заплатили эти деньги, а с нас за подключение к сетям реконструируемого административного здания потребовали еще 540 000 руб.”, – добавляет частный предприниматель Михаил Анфилов.

Как сообщил Валитов, приказ градоначальника “имеет признаки несоответствия уставу Нижнего Новгорода, Градостроительному и Гражданскому кодексам и правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации”. В середине марта УФАС признало “Нижегородский Водоканал” нарушившим закон о конкуренции и направило на предприятие предписание об исключении дополнительных условий, а на прошлой неделе обратилось в областную прокуратуру с письмом о признании приказа незаконным. “Таким образом УФАС хочет устранить источник нарушения, так как приказ о взыскании с застройщиков средств касается не только системы водоснабжения, но и канализации, теплоснабжения и прочей инфраструктуры”, – пояснили в УФАС.

В “Нижегородском водоканале” предписание УФАС получили, до 15 апреля нарушение будет устранено, сообщила “Ведомостям” начальник юридического отдела МП Елена Лазарева. А пресс-секретарь мэра города Евгений Семенов говорит, что средства с организаций требовались не в соответствии с этим приказом, а на основе реальных затрат на подключение к сетям “Нижегородского водоканала”. Но “если прокуратура признает приказ не соответствующим закону, он будет изменен”, – сказал Семенов.

Налоговые поступления в бюджет города оговорены в Налоговом кодексе, неналоговые – в постановлениях гордумы, но “ни о каких “инвестиционных вкладах” в них не сказано”, говорит депутат городской думы Нижнего Новгорода Сергей Абышев.

Руководитель департамента юридической компании Legas Елена Герасимова считает, что установление муниципальным образованием дополнительных требований для получения техусловий незаконно, поскольку противоречит Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденным правительством РФ. Определять порядок участия в финансировании водоснабжения местная администрация вправе, только когда отсутствует техническая возможность подключения к системе, говорит она. Однако, по ее словам, ни прокуратура, ни антимонопольный орган не могут признать приказ мэра незаконным, это решит только суд.

В прокуратуре сообщили, что письмо УФАС пока не получали и от комментария отказались.

УФАС по Нижегородской области ранее уже имело претензии к администрации Нижнего. В начале марта ведомство признало мэрию нарушившей закон о конкуренции за затягивание согласования документации на строительство компанией “Аэрофьюэлз – Нижний Новгород” топливозаправочного комплекса в аэропорту Нижнего Новгорода.

В ноябре 2004 г. УФАС признало городскую администрацию нарушившей закон о конкуренции при работе МП “Центральная диспетчерская служба” и выдало предписание об изменении распоряжения администрации, обязывавшей перевозчиков за свой счет закупать оборудование для контроля за пассажирскими автобусными перевозками. Однако нарушение устранено не было. Сейчас УФАС вновь проводит проверку по заявлениям частных перевозчиков об отказе мэрии перезаключать с ними договоры без подключения к Центральной диспетчерской службе.