Уволен отовсюду


Гринберг твердой рукой управлял AIG в течение 38 лет, превратив ее в крупнейшую страховую компанию мира по рыночной капитализации. Но 14 марта совет директоров, недовольный тем, что компания оказалась вовлечена в целую серию скандалов, снял его с поста гендиректора. Последней каплей тогда стала информация о том, что Гринберг имел непосредственное отношение к сделке AIG с перестраховочной компанией General Re (подразделение инвестиционно-страхового холдинга Berkshire Hathaway, возглавляемого и контролируемого Баффеттом). А в прошедшие выходные прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер сообщил директорам компании, что есть основания полагать, что Гринберг был “архитектором” этой и ряда других сделок, с помощью которых могли подтасовываться финансовые показатели AIG.

В понедельник директора собрались на экстренное заседание, на которое Гринберг прислал прошение об отставке с поста председателя совета. 11 апреля ему предстоит встретиться со следователями Комиссии по ценным бумагам и биржам и Спитцером. А днем раньше они будут допрашивать Баффетта, выясняя, что он знал о сделке AIG с General Re.

Сделка, за которую двум миллиардерам (журнал Forbes оценивает состояние Баффетта в $44 млрд, Гринберга – в $3,2 млрд), двум легендам финансового бизнеса придется отчитываться, была проведена в 2000 г. General Re перевела AIG $500 млн, которые перестраховщик, как предполагалось, должен был заплатить в виде возмещения, и $500 млн в виде премий. В своей отчетности AIG учла премии на $500 млн как доход, а другие $500 млн добавила в свои резервы, что отражало ее обязательство произвести выплаты страхователям в случае необходимости. General Re получила от страховщика $5 млн в виде комиссионных.

Пока не ясно, зачем AIG организовала эту, а также ряд других подозрительных сделок. Бухгалтерские скандалы последних лет были связаны с попытками компаний скрыть свое ухудшающееся финансовое положение. Руководители Enron и Parmalat прятали от взора инвесторов нараставшие долги, WorldCom завышала доходы и прибыли, чтобы они соответствовали прогнозам аналитиков. Бизнес же AIG устойчиво растет: за последние пять лет выручка выросла более чем вдвое – с $42,16 млрд в 2000 г. до $98,6 млрд в 2004 г. (данные за прошлый год, правда, еще не заверены аудиторами), прибыль – с $5,6 млрд до $11,05 млрд.

По словам источника, знакомого с деятельностью AIG, в то время, когда она проводила сделку с General Re, некоторые акционеры страховщика высказывали беспокойство недостаточным, по их мнению, размером резервов AIG на покрытие страховых выплат. Регуляторы теперь пытаются разобраться: если сделка была проведена только для того, чтобы AIG не потеряла деньги (переводя в резервы собственные средства), тогда на AIG не переносился риск и в реальности она никого не страховала. В этом случае она не должна была записывать себе $500 млн в доходы от собранных премий.

Следователи подозревают, что еще до завершения сделки Рон Фергюсон, который тогда был гендиректором General Re, проинформировал Баффетта о ее сущности.

По словам двух человек, знакомых с ситуацией, юридическая фирма Paul, Weiss, Rifkind, Wharton Garrison, ведущая внутреннее расследование в AIG, проинформировала регуляторов о том, что она выявила около 50 сделок AIG с зарегистрированной на острове Барбадос Union Excess Reinsurance. Похоже, что AIG незаконно переводила на эту офшорную компанию некоторые свои обязательства. AIG – единственный клиент Union Excess в США, кроме того, юристы нашли некоторые доказательства того, что AIG контролирует ее. Пересмотр этих сделок может привести к корректировке финансовых показателей AIG на $1,5 млрд.

По словам источника, знакомого с ходом расследования, SEC анализирует целый спектр страховых продуктов и сделок, которые страховщики (не только AIG и General Re) могли использовать для фальсификации отчетности. “Эти компании хорошо знают, что делают, и часто помогают друг другу выбраться [из сложной ситуации]”, – говорит этот человек. (Использованы материалы WSJ, FT.)