ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Капитал на книжной полке – 2


Столетия назад интерес к коллекционированию книг породил целую отрасль торговли старыми и редкими изданиями. Еще в XVI в. в Европе их продавали на ярмарках, позднее в специализированных книжных лавках. Век спустя появились и первые книжные аукционы. К слову, одно из старейших в мире аукционных предприятий по продаже антиквариата – Sotheby’s – было основано в XVIII в. в Лондоне как книжный аукцион. Примерно в это же время торговля старыми и редкими книгами появилась и в России.

Строго говоря, сегодня в России, согласно указу президента РФ от 1994 г., к антиквариату относятся любые культурные ценности старше 50 лет. Но коллекционеры-книжники чаще всего называют антикварными дореволюционные издания. Среди них особо выделяют рукописи, первопечатные (изданные до 1613 г.) и старопечатные (изданные с 1613 г. до начала XVIII в.) книги. Подавляющее большинство из них были церковными и богослужебными. Лишь с XVIII в. светские печатные книги стали издаваться большими тиражами. Именно эти издания сейчас пользуются заметным спросом на рынке.

Основным центром российской антикварной книжной торговли, бесспорно, является Москва – здесь самые высокие цены, но и больше шансов найти действительно редкую книгу. Нужно отметить, что сейчас в книжном антикварном бизнесе нет четкой ценовой политики, как было, например, в 60–80-х гг. XX в., когда государством выпускались букинистические каталоги-прейскуранты – основное пособие для товароведов-оценщиков. Современных каталогов, которые позволяли бы оценивать стоимость антикварных книг, пока еще нет. Сегодня действительная денежная оценка старых и редких изданий, как и во всем мире, определяется на аукционах. Современные коллекционеры и инвесторы пополняют здесь свои собрания.

Так что рыночную стоимость конкретного издания можно узнать, отслеживая продажи аукционных домов. Сведения о результатах торгов за несколько лет можно найти на их интернет-сайтах. Кроме того, издаются каталоги лучших продаж аукционного дома, но они не являются сводными изданиями по всему рынку антикварной книги. Самым крупным российским центром аукционной торговли является “Гелос”. Здесь проходят еженедельные торги недорогими книгами (до $1000), а также раз в месяц проводятся аукционы крупных лотов.

Интересные экземпляры для коллекций, как и в былые времена, можно найти в антикварных магазинчиках и лавках. В столице, к примеру, сохранились известные букинистические отделы в Доме книги на Новом Арбате, магазине “Москва” на Тверской и др.

Но где бы коллекционеры и инвесторы ни приобретали новые экземпляры для своих собраний, им приходится учитывать ряд моментов, влияющих на стоимость антикварных изданий.

Прежде всего это возраст книги. Чем она старше, тем дороже. Любая светская книга XVII–XVIII вв., вне зависимости от содержания, уже обладает определенной ценностью. Ее стоимость в каждом случае индивидуальна – она может составлять и $200, и $5000, и $50 000. Все будет определяться другими факторами: от тематики книги до сохранности конкретного экземпляра. Так, церковные и богослужебные книги, как правило, существенно дешевле светских изданий того же периода, но в любом правиле могут быть исключения.

Среди коллекционеров высоко ценятся редкие антикварные издания, выпущенные некогда крайне малым тиражом или сохранившиеся до наших дней лишь в нескольких экземплярах. Очевидно, чем более редкой является книга, тем она дороже. Так, в прошлом году труд Дмитрия Ровинского “Материалы для русской иконографии” участники аукциона в “Гелосе” оценили в 5,5 млн руб., а тираж этих 12 выпусков составлял всего 125 экземпляров. А вот “Азбуку” Ивана Федорова адекватно оценить невозможно. Известно всего два экземпляра этой книги – 1574 и 1578 гг. издания. Оба хранятся в публичных библиотеках за пределами России (в США и Дании) и на аукционах не появлялись. Но понятно, что их стоимость должна выражаться огромными суммами.

Крайне важен внешний вид книги. Издание, утратившее оригинальный переплет, в зависимости от редкости будет стоить на 10–30% дешевле, чем книга в первозданном виде. Это, естественно, не касается брошюр в 15–20 листов, которые выходили в бумажных обложках.

Конволют (сборник, состоящий из разных, самостоятельно изданных произведений, переплетенных в единый том), содержащий несколько сочинений, будет оцениваться ниже, чем отдельные издания этих же сочинений, продающиеся единым лотом. А вот тома из собрания сочинений, продающиеся по отдельности, могут стоить почти в два раза дешевле, чем в многотомнике.

Дополнительную ценность изданию придает наличие качественного иллюстративного материала. Оформленные гравюрами книги стоят дороже, чем тома, иллюстрированные репродукциями. Так, на ноябрьском аукционе в 2003 г. в “Гелосе” сатирическая поэма Вольтера “Орлеанская дева”, изданная в Женеве в 1780 г. на французском языке, ушла за 24 000 руб. благодаря 18 эротическим гравюрам высокого качества, помещенным в книге на отдельных вклейках. А знаменитые “Древности Российского государства” Федора Солнцева с 508 хромолитографиями (способ воспроизведения многоцветных изображений, при котором для каждой краски изготовляется вручную отдельная печатная форма), изданные в Санкт-Петербурге в 1849–1853 гг., в прошлом году были проданы за $100 000. Сейчас есть предложения о покупке аналогичного издания за все $200 000.

Стоит отметить, что типографская марка, помещавшаяся на титульном листе книги, иногда бывает выполнена с таким мастерством, что приравнивается к украшающей книгу гравюре. К ним, в частности, можно отнести виньетки второй половины XVIII в. “Общества, старающегося о напечатании книг“, а также президента Академии художеств Оленина.

На цену экземпляра издания влияет и его история. К примеру, когда на продажу выставляются книги из известных частных библиотек, на аукцион собирается вся книжная Москва, растут и цены. Так было в прошлом году, когда в “Гелосе” продавалась библиотека Пешковой, снохи Максима Горького: слухи об этом собрании ходили уже 20 лет.

Объективной оценки антикварных книг не существует в принципе, ибо все определяется интересами собирателя. То, что для одного коллекционера будет открытием, другой не удостоит вниманием.

О том, как современные коллекционеры выбирают книги для своих библиотек, а также о хранении коллекций читайте через неделю.