Проект “Б”: Твидлдум, Твидлди


Возможность выбирать несет только плюсы – это вроде бы аксиома. Но это не аксиома, считает психолог Барри Шварц, написавший книгу “Парадокс выбора”.

Так ли уж нужны 275 видов овсяных хлопьев и 175 заправок для салата? Судя по данным маркетинговых исследований, когда выбор становится слишком широким, вероятность покупки снижается – потребитель просто пасует. Во многих странах либерализация рынков коммунальных услуг дает людям возможность выбирать поставщика газа или электричества. Но в большинстве случаев они не хотят ничего менять, несмотря на то что у конкурента почти всегда дешевле.

Жизненно важно иметь возможность выбора одежды, развлечений, газет. Ведь мы все такие разные, у нас разные фигуры, вкусы и особенно мнения, а мир одинаково одетых людей был бы тусклым и скучным. Даже Девятую симфонию Бетховена невозможно было бы слушать, если бы нельзя было сменить пластинку.

Но возможность выбора в области здравоохранения и образования встречает гораздо меньше сторонников. Здесь все понимают, что хорошо и что плохо, и каждый, естественно, мечтает о самом лучшем. Исследования показывают, что в обществе нет большого энтузиазма по поводу выбора в области государственных услуг.

И все-таки разнообразие само по себе ценно. Выбор, который потребитель сделает между Труляля и Траляля (или между Твидлдумом и Твидлди), важен не столько для того, кто выбирает, сколько для самих Твидлдума и Твидлди (“Шли Твидлдум и Твидлди войною друг на дружку”. – Льюис Кэрролл в переводе Маршака). Этот выбор будет заставлять производителей быть эффективнее и быстрее реагировать на нужды людей.

Когда British Telecom потеряла монополию на услуги связи в Британии, немногие сразу же переключились на альтернативного поставщика. Но длинные очереди на подключение быстро сократились, а тарифы снизились. Сама возможность потерять клиентов может оказать совершенно магическое действие на компанию.

Какой смысл предлагать родителям выбирать школу, если в лучшей школе для их ребенка уже нет места? Смысл есть. Это заставляет директоров и классных руководителей держаться в рамках и стремиться быть на уровне. То же касается и больниц. Никому не хочется ехать на операцию за сотни километров от дома, но сама эта возможность, как правило, заставляет докторов снижать вероятность того, что вы выберете кого-то другого. Если ваш доктор не позволяет вам гибко планировать график посещений, вы можете написать письмо премьер-министру, но гораздо лучше на доктора подействует понимание того, что вы легко можете обратиться к его конкуренту.

Триумф рыночной экономики над социализмом доказывает важность выбора для экономического развития. А победа демократии над тоталитаризмом демонстрирует необходимость выбора для обеспечения политического прогресса. Классы и идеологии теряют значимость, то же самое происходит и с партиями. Но все-таки кандидаты на лидерские позиции продолжают конкурировать за голоса избирателей. И поэтому демократическое правительство, как правило, честнее и компетентнее, чем правительство, которому не приходится беспокоиться о вердикте избирателей. Если смена одного правительства другим гораздо менее важна для Британии, чем, например, для Украины или Зимбабве, то это скорее мера успеха демократии, чем свидетельство ее недостатков.