ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Капитал на книжной полке – 3


Российский рынок редких книг сегодня формируют в основном коллекционеры-бизнесмены, а интересующихся антикварными книгами собирателей можно условно разделить на две группы. В первой – немногие коллекционеры-подвижники, собиратели инкунабул (печатных изданий, выпущенных в Европе до 1501 г.) и раритетных изданий, сохранившихся в единичных экземплярах. Они готовы приобретать интересующие их книги по ценам первоклассных произведений искусства.

Ко второй группе стоит отнести многочисленных собирателей модных и “престижных” книг. К слову, среди них встречаются люди, которым просто нравятся большие красивые книги в кожаных переплетах с золотым тиснением, и они готовы платить за них солидные деньги. Особым спросом у современных российских коллекционеров этой группы пользуются так называемые люксовые издания XIX – начала XX в.: массивные фолианты с множеством иллюстраций известных художников, книги, выпущенные ограниченным тиражом, нумерованные или именные экземпляры. В частности, это четырехтомник “Великокняжеская и царская охота на Руси” Николая Кутепова, “Византийские эмали из собрания Звенигородского” под редакцией Никодима Кондакова, полные комплекты иллюстрированных журналов начала ХХ в. Стоимость таких изданий теперь оценивается десятками тысяч долларов.

Очень популярны прижизненные издания известнейших русских поэтов и писателей; вне конкуренции произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Достоевского. Когда эти книги выставляются на аукционные торги, в зале ажиотаж. А в результате растут цены. Год назад на аукционе в “Гелосе” первое прижизненное издание М. Ю. Лермонтова “Героя нашего времени” 1840 г. было продано за 440 000 руб. при стартовой цене в 40 000 руб. А в феврале 2005 г. новый владелец заплатил за прижизненное издание пушкинского “Евгения Онегина”, выпущенное в 1837 г., 18 000 евро. В последнее время входит в моду собирательство дореволюционных картографических изданий., таких как “Атлас Российской Империи”, изданный Императорской Академией наук в 1745 г.

Чтобы собрать достойную коллекцию антикварных книг, сегодня зачастую нужны не только значительные средства, но и упорство кладоискателя. Современный рынок уже не в состоянии представить собирателям достаточное количество действительно редких “коллекционных” экземпляров. По этой причине, к примеру, не представляется возможным создать новую коллекцию книг знаменитых европейских издательств Альда Мануция (XV–XVI вв.) или Эльзевиров (конец XVI – XVIII в.). Единичные экземпляры книг этих издателей можно найти сейчас в Европе, однако составить из них полноценную коллекцию уже трудно.

Характерное для российских библиофилов коллекционирование редких изданий Серебряного века и русского авангарда также постепенно отходит в прошлое. Действительно раритетные “прижизненные” экземпляры большей частью уже осели в частных собраниях.

До сих пор высок интерес наших коллекционеров к изданиям периода царствования Петра Великого, однако с нуля собрать интересную коллекцию книг петровского периода теперь также почти невозможно. Эти книги встречаются на рынке довольно редко: в свое время они издавались тиражами не более 1000 экземпляров, а после смерти Петра I люди, не воспринявшие его реформы, уничтожали изданные при нем книги.

Поэтому начинающим библиофилам стоит отыскать свою сферу коллекционирования с достаточным количеством интересного материала. Ведь сейчас как на российском, так и на западном антикварном рынках можно найти значительное количество интересных букинистических изданий, которые пока не привлекли должного внимания собирателей.

Так, богослужебные книги XVIII–XIX вв., в том числе и иллюстрированные, сейчас можно купить по цене от 500 до 5000 руб. – большим спросом они не пользуются, и пока на рынке их довольно много. А если, предположим, собирать православные издания XVI–XVII вв., появившиеся за пределами России, – достаточно редкие, но все же встречающиеся на российском и западном антикварном рынках, – то эта коллекция определенно уже будет иметь свою индивидуальность. По содержанию эти книги, будучи богослужебной литературой, едва ли представляют интерес для светской публики, но как предмет собирательства обладают привлекательностью. А собранные в тематическую библиотеку, они приобретут дополнительную ценность.

Начинающий коллекционер может акцентировать свое внимание, скажем, на изданиях вольных (частных) типографий, которые существовали в России во второй половине XVIII в. до их упразднения в 1796 г. Екатериной II. В основном это масонские издания, и они периодически всплывают на рынке.

Иными словами, тем для собирательства множество. Создавать именно тематическую библиотеку имеет смысл и в инвестиционных целях: тематическое собрание дорожает быстрее отдельных книг.

Выбирая объекты для вложений на рынке антикварной книги, инвесторы также должны учитывать следующее. Чем книга встречается реже и чем она изначально дороже, тем у нее больше шансов вырасти в цене в будущем. Кроме того, стоит приобретать только полные и комплектные экземпляры, поскольку именно от них можно ждать максимальной экономической выгоды. Впрочем, многие эксперты-букинисты полагают, что повышение цен изданных до революции антикварных книг идет непрерывно и затрагивает все темы книжного собирательства. С инвестиционной точки зрения это выгодно отличает книги, например, от картин современных художников, где очень многое определяется модой.

Содержать коллекцию антикварных книг в домашних условиях несложно. Даже издания XVI–XVII вв. обычно хранят на полках. И все же нужно соблюдать простые правила хранения. Собрание должно располагаться в хорошо проветриваемом помещении, где периодически проводится влажная уборка. В библиотеке не должно быть слишком жарко и сухо: в сухом воздухе корешки книг трескаются. Совершенно недопустимо попадание на книги прямых солнечных лучей. Это приводит к выгоранию переплетов.

Тем, кто начинает создавать собственную книжную коллекцию, я бы посоветовала в первую очередь найти эксперта, с которым можно в любой момент проконсультироваться о целесообразности того или иного приобретения. Такая помощь будет весьма кстати, ведь неопытный коллекционер может столкнуться с экземплярами изданий со скрытыми дефектами или даже подделками. О них читайте через неделю.