ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Капитал на книжной полке – 4


Начинающие инвесторы иногда стараются покупать издания для своих коллекций не на аукционах или в крупных букинистических магазинах, а где подешевле – у частных торговцев. Но это небезопасно: у неопытного человека есть шанс купить с рук не совсем то, на что он рассчитывал. К примеру, ему могут продать дефектный экземпляр или подделку.

С особой осторожностью нужно относиться к покупке рукописей. Не исключено, что новичку предложат фальшивку, якобы датированную XVII в. или более ранним периодом. Начинающий коллекционер вряд ли сможет убедиться в подлинности предложенной рукописи, поскольку даже специалисту установить авторство или действительную дату создания рукописной книги значительно труднее, чем печатной. Нужно иметь в виду, что в XIX в. после окончания войны 1812 г. фальсификация старорусских книг получила небывалый размах: по заказу книготорговцев мастерски подделывались иллюстрации и переплеты, книги подвергались искусственному старению. К примеру, в то время большой известностью у современников пользовалась коллекция потомственного собирателя Александра Сулакадзева (Сулакадзе), подделывавшего древности. Его собрание насчитывало сотни древних рукописей, большинство из которых являлось подделками. Оно ввело в заблуждение многих профессиональных библиофилов.

Известны и другие примеры подделок, которые могут встретиться коллекционерам на рынке. Так, в XIX столетии на российском рынке в большом количестве ходили “подлинные” автографы стихотворения Лермонтова “На смерть поэта”, а также рукописи произведений Грибоедова.

Поэтому, прежде чем вкладывать деньги в рукописи, необходимо показать ее опытному эксперту, который сможет ее датировать и установить авторство. Иначе корректно определить стоимость рукописи не удастся.

А вот рукописные издания и документы, поступающие на аукционы и в крупные букинистические магазины, обязательно проходят экспертизу. Их тестируют, например, в отделе рукописей Государственного исторического музея. Там проводят идентификацию объекта по качеству бумаги, филиграням (водяным знакам). Применяется и палеографический анализ (по почерку, манере соединения букв и т. д.). Отдельно устанавливается подлинность и авторство гравюр.

Подделки печатных книг, изданных до XIX в., сегодня практически не встречаются. Дело в том, что в XIX столетии книжная технология претерпела значительные изменения: для изготовления бумаги вместо тряпичной массы стали применять древесную, бумага утратила филиграни, изменились шрифты, краски, техника переплета и проч. Поэтому из-за отсутствия материалов стало крайне сложно изготовить качественную фальсификацию старой печатной книги.

Пожалуй, единственное, что подделать не слишком трудно, – это автографы, дарственные надписи известных людей и коронованных особ на книгах. Они могут превратить экземпляры непопулярных у коллекционеров изданий в раритеты. “Умельцы” же на Руси были всегда. Еще в начала XX в. в Москве трудился антиквар Петров, о его искусстве подделки подписей Петра I и других известных личностей в столице ходили легенды. Поэтому оценку книг с автографами также лучше поручить экспертам.

Если вы только начинаете собирать особенно популярные сегодня прижизненные издания русских классиков, то не исключено, что вам предложат приобрести с рук в кожаном переплете XIX в. факсимильное издание “Евгения Онегина” 1837 г., напечатанное в 80-х гг. XX в. Правда, сегодня на букинистическом рынке такой откровенный подлог скорее является исключением, чем правилом. Значительно чаще можно встретить антикварную книгу с дефектами, у которой ксерокопирован титульный лист, вплетены гравюры из другого издания или на их месте красуются репродукции и т. д.

Могут попасться и так называемые реставрированные издания – восстановленные из нескольких дефектных книг. Недостающие иллюстрации, листы текста могут быть взяты из аналогичных более ранних или поздних изданий. Экземпляры с дефектами ценятся существенно меньше подлинников высокого качества, но при этом они не теряют права стать достойным объектом частной коллекции.

Однако, если скрытые дефекты будут обнаружены в книге, купленной на аукционе, коллекционер всегда сможет предъявить претензии к аукционному дому. Например, “Гелос” несет ответственность перед покупателем за качество проданного издания в течение пяти лет. Если вдруг вы купили на аукционе книгу, в которой позднее обнаружили не указанные в описании недостатки или подделку, то ее можно вернуть и получить деньги.

Конечно, вероятность покупки на букинистическом рынке дефектного издания по цене полноценного или подделки не слишком велика. Но такие книги время от времени встречаются. Поэтому тем, кто только начинает самостоятельно создавать коллекцию, я бы посоветовала в выборе книг руководствоваться мнением доверенного эксперта-консультанта. Такому специалисту также можно поручить подбор и поиск изданий по выбранной тематике. Ведь любая дорогостоящая покупка не должна совершаться вслепую.