1% за день простоя


“Потери времени при экспорте вредят экономике развивающихся стран”, – утверждают авторы доклада Trading on time (“Торговля вовремя”). По их оценке, день простоя груза из-за бюрократических проволочек уменьшает объем экспорта на 1%. На основании информации, предоставленной грузовыми операторами, портовыми служащими и таможенниками из 126 стран мира, авторы исследования подсчитали, сколько времени уходит на доставку экспортного контейнера от дверей завода на борт корабля с оформлением всех необходимых документов. В России для этого требуется в среднем 29 дней, в Китае – 20, в Дании – пять дней. Чтобы выполнить все формальности, датский экспортер должен получить три документа и две подписи, а, например, бизнесмен из Бурунди – 11 документов и 67 подписей.

Именно на Африканском континенте самые серьезные проблемы с доставкой товаров. В Буркина-Фасо от фермы до корабля контейнер добирается за 71 день, а в Центрально-Африканской Республике – за 116 дней. Если бы ЦАР снизила срок доставки грузов до 27 дней, экспорт вырос бы в два раза, уверены эксперты ВБ. А поскольку африканские страны продают в основном сельскохозяйственную продукцию, высока вероятность, что на борт корабля в Лагосе или Кейптауне попадет уже испортившийся товар, пишут авторы доклада. Эти страны не смогут получить никакой выгоды от либерализации торговли на рынке ОЭСР по соглашениям ВТО до тех пор, пока не усмирят своих бюрократов, резюмирует IFC.

Российские бюрократы не так страшны, как африканские, полагают экономисты. Тем более что “большая часть российского экспорта идет не морем, а трубой”, объясняет экономист HSBC Александр Морозов. По словам замдиректора департамента транспорта и логистики Международной зерновой компании (российская “дочка” Glencore) Елены Шихалевой, зерно из Южного федерального округа идет в Новороссийский порт с соблюдением всех формальностей около 24 суток, 15 из которых уходит на согласование экспортных планов железной дорогой (эта оценка скорости доставки и оформления груза примерно совпадает с оценкой авторов доклада). Если железнодорожники снизят срок рассмотрения и оформления планов, процесс отгрузки можно сократить до 7–10 дней, считает Шихалева.

Тем не менее бюрократические проволочки наносят ущерб экономике страны, плодят коррупцию, мешают диверсификации экспорта и отпугивают иностранных инвесторов, уверены эксперты. По данным Морозова из HSBC, многие иностранные предприятия отказались от своих планов организовать производство в России именно потому, что путь товара от завода до корабля очень долог и сопряжен со взяточничеством. “Упрощение экспортных процедур активизировало бы внешнеэкономическую деятельность малых предприятий, – добавляет Ярослав Лисоволик из Объединенной финансовой группы. – Ведь крупным компаниям проще продираться сквозь чиновничьи заслоны, чем мелким и средним производителям”.