Типографии выходят в Интернет


У Шэрон Катц, директора по маркетингу финансовой компании Mt. Vernon Mortgage, всегда уходило много времени и сил на создание приглашений и флаерсов для своей компании. Для начала ей нужно было все обговорить с дизайнером, затем из нескольких вариантов дизайна выбрать наиболее подходящий, а после этого несколько раз съездить в типографию.

Но недавно Шэрон узнала о компании VistaPrint, клиенты которой могут создавать и печатать все, начиная с визиток и заканчивая буклетами, через Интернет. Теперь на создание рекламных материалов у Катц уходят минуты: она выбирает шаблон документа на сайте VistaPrint, закачивает туда свой текст или рисунок, а затем одним нажатием клавиши оформляет заказ на печать. В течение трех дней компания VistaPrint доставляет заказ ей в офис. “В маркетинговом отделе нашей компании один человек – я, и у меня нет ни времени, ни средств для работы с обычными типографиями, – говорит Катц. – Теперь у меня есть возможность оформить заказ за 10 минут без общения с дизайнерами и другими специалистами”.

Подобное решение можно найти и в России. Правда, оно годится только для тех, кому не отходя от компьютера понадобились визитки. Сайт так и называется – “Визитка.ru”. “Мы открыли его год назад, потому что поняли, что такая услуга будет пользоваться спросом”, – рассказывает Максим Калинин, гендиректор компании “Визитка.ru”, создавшей сайт. И действительно, по словам Калинина, количество клиентов за год возросло в четыре раза. Клиенты, в основном представители среднего бизнеса, заходят на сайт, смотрят шаблоны, формируют из них собственный макет и потом отсылают его в типографию. “Мы не берем деньги за макет. Клиент оплачивает только изготовление визиток. Многим это нравится”, – объясняет Калинин. По его словам, очень скоро компания разместит на сайте еще и шаблоны календарей.

Похожий проект запускает грядущим летом еще одна российская интернет-типография – “24 print”. Она разместит на своем сайте шаблоны визиток и бланков. “Но мы никогда не станем делать шаблоны рекламных буклетов. На мой взгляд, это слишком индивидуальная продукция”, – уточняет Алексей Лобов, технический директор типографии.

Конечно, российские типографщики знают, что на Западе по интернет-шаблону делают всю рекламную продукцию. Но в России, уверяют они, это невозможно. Отечественный клиент сам по себе очень креативен и требователен. Он хочет получить индивидуальный продукт. “В нашем понимании полиграфия – это инструмент, позволяющий выделиться среди обилия рекламы”, – говорит Роман Хлюстиков, гендиректор рекламного агентства “Русевромедиа”, в которое входит подразделение, занимающееся интернет-типографией. Он считает, что при использовании шаблона буклет затеряется в море такой же безликой рекламной продукции.

Другого мнения придерживается Евгений Сотский, коммерческий директор портала Print-forum. “Мы сейчас в самом начале пути. В России этот вид услуг только начинает развиваться. Со временем он будет очень востребованным”, – говорит он. По его словам, многие типографии с осторожностью относятся к макетам, присылаемым по Интернету. “В макете может оказаться ошибка, и клиент свалит вину на типографию и не оплатит заказ. Такие случаи уже бывали”, – рассказывает он. Поэтому типографии предпочитают вести очные переговоры с заказчиком, чтобы обе стороны четко понимали, что они хотят друг от друга. Консервативны и клиенты, которые предпочитают видеть, кому они платят деньги.

В США между тем стремительное развитие интернет-услуг внесло смятение в американскую печатную индустрию, объем которой оценивается в $126 млрд. В исследовании, проведенном компанией InfoTrends/CAP Ventures, отмечается, что в прошлом году через Интернет было выполнено 12,5% заказов на печатную продукцию. А к 2010 г. эта цифра возрастет до 19%.

Роберт Кин, генеральный директор VistaPrint, говорит, что квартальный оборот его компании составляет около $30 млн. Компания провела IPO в сентябре прошлого года, и с тех пор стоимость одной акции возросла более чем в два раза от первоначальной цены в $12. Показатели конкурентов тоже впечатляют. Выручка компании Mimeo, расположенной в Нью-Йорке, в 2004 г. выросла на 70% и достигла $15 млн. Представители калифорнийской компании iPrint Systems отказываются называть точные цифры, но утверждают, что у нее более миллиона клиентов, а ее прибыль в 2004 г. выросла на 65%.

“Это очень динамичный рынок, и многие компании следуют нашему примеру”, – признает Летти Суонк, генеральный директор iPrint. Но дела в этой сфере не всегда обстояли так радужно. Он-лайн типографии буквально наводнили Интернет в конце 90-х гг., но далеко не все из них смогли пережить кризис начала 2000-х. На рынке было слишком много конкурентов, и даже крупные компании были неразборчивы в своих маркетинговых стратегиях: они пытались привлечь всех клиентов подряд, вместо того чтобы сосредоточиться на определенных категориях.

“Сейчас атмосфера на рынке гораздо более здоровая”, – говорит Суонк. Многие интернет-типографии сконцентрировались на мелких и средних компаниях, с которыми неохотно сотрудничают обычные типографии. VistaPrint и iPrint привлекают к работе совсем маленькие компании, с несколькими сотрудниками. Mimeo ориентируется на средние и крупные компании. Благодаря большему объему заказов интернет-типографии смогли снизить цены и привлечь новых заказчиков. В компании VistaPrint, например, средняя сумма заказа – $30. Специальная программа автоматически объединяет маленькие заказы в один крупный, что позволяет держать расходы под контролем. Поэтому обычно стоимость заказа в VistaPrint на 25–50% ниже, чем в любой местной типографии.

У некоторых клиентов впечатления от работы с интернет-типографиями самые приятные. Джефф Ковини, президент бостонской туристической компании Boston Movie Tours, узнал о VistaPrint в прошлом году. Он работал с дизайнерами этой компании над созданием рекламного проспекта. Эту услугу, которая обычно обходится заказчикам в несколько тысяч долларов, VistaPrint предложила Ковини бесплатно. Через несколько недель он получил 2000 буклетов, и это обошлось ему менее чем в $500 – вдвое дешевле запланированного. (Использованы материалы WSJ.)