“Сок” выходит из эфира


Договор о продаже ТК “Орион” московской компании “СТС Медиа” был подписан в конце февраля. Об этом “Ведомостям” сообщили два источника в топ-менеджменте группы. В “Соке” отметили, что сделка по продаже “Ориона” будет завершена, когда “СТС Медиа” перечислит деньги. Сумму сделки обе стороны не озвучивают. Источник, близкий к руководству “Ориона”, сообщил, что она составила $13–14 млн.

По словам источника в “Соке”, решение о продаже “Ориона” было принято в начале 2005 г., когда группа объявила о том, что будет делать ставку на автомобильный бизнес и избавляться от непрофильных активов. Весной – летом 2005 г. “Сок” продал “Промэк-банк” и кинотеатры “Самара” и “Шипка”.

В ТНТ (сетевой партнер “Ориона”) сообщили, что компании известно о факте переговоров и покупке “СТС Медиа” “Ориона”. Однако от комментариев своих дальнейших действий в Самаре отказались. А Дмитрий Куницын, президент ТРК “Орион”, сообщил, что у компании заключен бессрочный договор с ТНТ и пока он не расторгнут. Куницын отказался подтвердить или опровергнуть факт сделки с “СТС Медиа” и лишь отметил, что договор с ТНТ может быть расторгнут по инициативе одной из сторон.

В “СТС Медиа” от комментариев отказались.

Участники рынка, опрошенные “Ведомостями”, считают, что покупка “СТС Медиа” компании “Орион” приведет к тому, что в ближайшее время самарская телекомпания сменит сетевого оператора: вместо канала ТНТ компания “Орион” будет транслировать проект “СТС Медиа” – канал “Домашний”. По словам источника в группе “Сок”, косвенно это подтверждает и тот факт, что переговоры с “СТС Групп” начались в феврале 2006 г., после того как самарская телекомпания “Терра” расторгла договор с “СТС Медиа” и перестала транслировать подконтрольный “СТС Медиа” канал “Домашний”. “Терра”, в свою очередь, стала партнером другой московской компании – Ren ТV, которая до этого сотрудничала с самарской телекомпанией “СКаТ”. “СКаТ”, выйдя из сетки Ren ТV, приступила к собственному вещанию. Телеканал “Домашний”, ранее транслировавшийся “Террой”, исчез из самарского эфира.

На “СКаТ” “Ведомостям” отказались сообщить, кто стал инициатором этой рокировки. Руководитель отдела сетевого продвижения телеканала Ren TV Альма Швальбе пояснила, что это произошло с согласия всех трех сторон. По ее словам, “сетевой договор со “СКаТ” был для компании предметом постоянных компромиссов с точки зрения соблюдения сетки вещания и сетевой дисциплины”. Швальбе говорит, что “СКаТ”, как сильная местная компания, стабильно удерживала рейтинг, однако всегда была нацелена на создание собственных программ, в то время как Ren TV хочет активнее продвигать в регионы собственный продукт.

Эксперты отмечают, что смена сетевых операторов может повлиять на рейтинг каналов и их место на рынке. Куницын отмечает, что доля собственных программ местных телекомпаний обычно не превышает 10–12%, так что роль сетевого контента здесь является определяющей. Дмитрий Колесов, руководитель отдела регионального развития TNS Gallup Media, говорит, что смена сетевого оператора повысит рейтинг “Терры”. “Потенциал аудитории Ren TV и “Домашнего” разный. Доля аудитории первого в среднем по России составляет 5–6%, второго – 1–1,5%”, – поясняет он. Отказ от сотрудничества с федеральной сетью и переход к самостоятельному вещанию, предпринятый “СКаТ”, он называет новой тенденцией рынка потому, что большинство региональных компаний транслируют федеральные каналы. “В 2005 г. две региональные телекомпании – “Афонтово” (Красноярск) и “4-й канал” (Екатеринбург) – отказались от сотрудничества с ТНТ, и доля их аудитории от этого существенно не изменилась”, – добавляет Колесов.

Говоря о судьбе “Ориона” и перспективах трансляции им канала “Домашний”, Колесов прогнозирует вероятность снижения доли аудитории у этой компании. По его словам, весной 2005 г. в Казани местная компания “Вариант” сменила Ren TV на “Домашний”, после чего доля аудитории “Варианта” снизилась в два раза.

Сергей Ежов, директор медиаагентства “Видео Интернешнл Самара”, считает, что рокировка среди самарских телекомпаний и их операторов повлияет на перераспределение долей на рынке телевизионной рекламы, но эти колебания будут ясны к осеннему сезону.