ВБД исправился


Вчера ВБД обнародовал финансовые итоги 2005 г. Выручка компании по сравнению с прошлым годом выросла на 17,7% до $1,4 млрд, чистая прибыль подросла на 31,7% до $30,3 млн. Во второй половине ушедшего года ВБД удалось обуздать расходы и продемонстрировать стремление к улучшению финансовых показателей – до последнего времени компании с трудом удавалось сдерживать падение прибыли и рентабельности. “Результаты очень хорошие, прибыль даже превзошла наши ожидания”, – комментирует аналитик Альфа-банка Елена Бороденко. “Компания продолжила позитивные тенденции, наметившиеся по итогам девяти месяцев 2005 г.”, – соглашается аналитик ИК “Финам” Ольга Самарец. Нынешнее улучшение прибыльности в ВБД объясняют принятыми мерами по контролю за производственными и операционными затратами. Коммерческие расходы (в процентах от выручки) снизились с 14,6% до 13,7%. Общие и административные расходы остались на уровне прошлого года и составили 7,8%. “Затраты в 2005 г. росли медленнее выручки, так как замедлился рост цен на сырое молоко – главную статью затрат молочного сегмента”, – отмечает аналитик Брокерского дома “Открытие” Наталья Мильчакова.

Но несмотря на высокие темпы роста прибыли, она по-прежнему остается смехотворно низкой по отношению к $1,5-миллиардному обороту компании: операционная рентабельность выросла с 4,4% в 2004 г. до 6,3% по итогам 2005 г. К примеру, показатель EBITDA margin у сокового конкурента ВБД – компании “Лебедянский” составляет 24% по итогам девяти месяцев 2005 г. Кроме того, неважно выглядят дела у компании в соковом направлении – по итогам года ВБД удалось лишь на 0,7% увеличить продажи соков в денежном выражении. В последние годы компания утратила лидерство на соковом рынке, пропустив вперед “Лебедянский” и “Мултон”. По данным “Бизнес Аналитики”, доля ВБД в середине прошлого года составила 20,7%. Впрочем, в компании настроены оптимистично. “В условиях роста операционной прибыли на 65% и чистой прибыли на 32% мы убеждены, что наша стратегия достижения устойчивого и прибыльного роста реалистична”, – приводятся слова гендиректора Сергея Пластинина во вчерашнем сообщении ВБД.

Одновременно с обнародованием финансовых показателей вчера ВБД официально объявил о кадровых переменах: на место Пластинина в компанию приходит новый генеральный директор – ирландец Тони Майер, проработавший последние 30 лет в Coca-Cola и до недавнего времени возглавлявший совет директоров соковой компании “Мултон”. Пластинин отходит от оперативного управления предприятием (оставаясь в совете директоров), чтобы возглавить создаваемый вместе с остальными основателями ВБД холдинг. Перемены в руководстве компании понравились аналитикам – они рассчитывают, что Майеру удастся поправить дела ВБД.

В ожидании этих новостей инвесторы поспешили обзавестись акциями молочно-сокового холдинга: спрос на них на Нью-Йоркской фондовой бирже существенно возрос, что отразилось и на котировках. С начала года акции ВБД подорожали на 17,6%, достигнув в понедельник рекордной цены в $28,90 (в 2002 г. компания разместилась по $21,50). Вчера рост продолжился: на 19.00 МСК акции компании стоили уже $30,7 (капитализация – $1,3 млрд) – так высоко котировки компании не поднимались даже на волне слухов о продаже бизнеса французской Danone. Аналитик ФК “Уралсиб” Марат Ибрагимов объясняет возросший спрос на бумаги ВБД тем, что “инвесторы изголодались по хоть сколько-нибудь позитивным новостям” от компании. А Елена Бороденко считает, что текущая стоимость бумаг ВБД не исключает дальнейшего роста.