У кого нервы крепче


Россия не завершила двусторонние переговоры о вступлении в ВТО с тремя странами. Дебаты с Колумбией и Австралией практически завершены, для подписания протоколов нужен максимум месяц, надеется глава российской делегации Максим Медведков. Самым трудным переговорщиком остаются США. С ними не решено около 10 вопросов, по большинству из них “понятно, как договориться”, отмечает Медведков. Но что делать с нарастающими претензиями США по поводу недостаточной защиты в России интеллектуальной собственности и с требованиями о доступе американских компаний на банковский и страховой рынок, российские переговорщики не знают.

Но сильнее всего российскую сторону возмутило, что американцы повторно ставят уже решенные вопросы. “Нас искусственно возвращают назад”, – возмутился две недели назад президент, имея в виду новые требования США по пошлинам на мясную продукцию. С этого момента тема вступления в ВТО для Путина – предмет особого внимания. Неделю назад на совещании по особым экономическим зонам Владимир Путин говорил, что произведенным в ОЭЗ товарам нужно обеспечить выход на международные рынки: “А то на Западе только языком болтают про свободную торговлю, а на самом деле все закрыто и никуда не пролезть”. А в минувший четверг на совещании по развитию лесного хозяйства в Сыктывкаре президент сорвал зло на министре экономразвития Германе Грефе: “Слушайте, нас в ВТО еще не принимают, чего вы нас все им пугаете? Вы сначала закончите переговоры на приемлемых для России условиях, а потом пугайте нас ВТО”.

Высокопоставленный чиновник правительства тогда же заявил, что в поведении США очевидны двойные стандарты. Ситуация с защитой интеллектуальной собственности в последние годы в России улучшилась, сейчас она “в любом случае не хуже”, чем на Украине (двусторонний договор с ней США недавно подписали) и в Киргизии (вступила в ВТО). “Главный вопрос не в том, когда вступить в ВТО, а в том, какой ценой, – заключил чиновник. – Можно подождать и год, и два”.

В дружный хор недовольных американской позицией на переговорах вчера вступили депутаты и сенаторы. “ВТО – не самоцель, ее членом Россия станет только на выгодных условиях, иначе вступление может быть отложено на длительный срок”, – заявил председатель Госдумы Борис Грызлов. Все основания стать членом ВТО у России давно есть, а требования США выходят за рамки правового поля этой организации, говорит зампредседателя комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев. На переговорах Россия стремится отстоять отрасли, которые не смогут сразу конкурировать на равных условиях, а США такой подход не приемлют, добавляет председатель комиссии Совфеда Михаил Одинцов. “Главное – не скорость, а условия нашего присоединения к ВТО, этого принципа мы придерживались всегда”, – напоминает Медведков.

Переговорщики уверены, что завершение дебатов с США не за горами. “Это вопрос недель или двух месяцев, а не лет”, – говорит Медведков. Американская сторона обещала завершить двусторонние переговоры до саммита стран “большой восьмерки”, который пройдет в июле в Санкт-Петербурге. Это было бы политической удачей, ведь на саммите Россия хочет предстать страной, интегрированной в мировую экономику и достойной председательствовать в дискуссиях между лидерами самых развитых стран мира, отмечает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Многочисленные заявления российских чиновников он считает не желанием хлопнуть дверью, а попыткой оказать давление на США, которое будет возрастать по мере приближения к саммиту. “Это не мы дверью хлопаем, а дверь сначала приоткрылась, а теперь снова стала закрываться: позиция России не менялась, – соглашается гендиректор Центра торговой политики и права Анатолий Мартынов. – Антиамериканская риторика – это тактический маневр, а сдастся тот, у кого нервы слабее”.