СМАРТС насчитал убытки


Выручка ЗАО “СМАРТС”, по сообщению компании, в I квартале 2006 г. составила 600,9 млн руб., что на 19% больше, чем в I квартале 2005 г. (505,4 млн руб.). Существенный убыток замгендиректора СМАРТСа Андрей Гирев объясняет активным строительством сети. “Капитальные затраты не попадают в отчетность, но кроме расходов на само оборудование есть еще расходы на установку, эксплуатацию, которые включены в РСБУ”, – отмечает он. В РСБУ они могут входить как амортизация (выросшая у СМАРТСа с 123,6 млн руб. до 148,6 млн руб.), расходы на лизинг, частично включаться в себестоимость, объясняет аналитик Deutsche UFG Анастасия Обухова.

В I квартале 2006 г. на 44% увеличились коммерческие расходы, включая расходы на рекламу и дилерское вознаграждение (до 85 млн руб.). “Из-за существенного притока абонентов у нас сильно выросли выплаты дилерам за подключение”, – говорит гендиректор СМАРТСа Геннадий Кирюшин. Он также отметил рост управленческих расходов на 38% (до 87,2 млн руб.), что частично связано с судебными издержками на защиту от рейдеров (с осени прошлого года “Сигма” пытается отсудить у оператора часть пакета акций). Выплаты по кредитам, по словам Андрея Гирева, обеспечили 40%-ный рост расходов по обслуживанию долга (до 145,7 млн руб.).

В СМАРТСе не склонны придавать особое значение убытку. “Во II квартале мы надеемся, что этот убыток перекроем прибылью и по году также покажем прибыль, – утверждает Гирев. – В следующем году у нас будет меньше расходов на строительство сетей и связанных с ним дополнительных затрат. Если в прошлом году мы потратили на развитие сети $100 млн, то в этом – уже $70 млн, а в следующем – $40–50 млн. Поэтому мы рассчитываем на высокую прибыль в 2007–2008 гг., а сейчас все средства вкладываются в развитие бизнеса”. Он также отмечает, что позднее будет представлена консолидированная отчетность по всей группе, в которой будет прибыль. По году же в компании прогнозируют рост выручки на треть, а рост прибыльности по EBITDA – на 1–2% (с 41% до 42–43%).

Владимир Постоловский, старший аналитик Brunswick UBS, предположил, что на убытки компании повлияла неблагоприятная для нефедеральных операторов конкурентная среда. “Поэтому не стоит удивляться, что финансовые показатели небольших компаний могут снижаться. Возможно, нужно воспринимать это как реальную динамику бизнеса. Но и отстраивание сетей может негативно сказаться на отчетности”, – подтвердил он.

Как объясняет Анастасия Обухова, больше всего у оператора выросли расходы, связанные с отрицательной корректировкой (сторнированием) выручки по prepaid-абонентам (связанной со скидками и бонусами). По ее мнению, 60 млн руб. (против 3,3 млн руб. в I квартале 2005 г.) – это достаточно большая сумма для этой статьи расходов. “Я считаю, что убыток СМАРТСа – это явление временное, хотя многое здесь зависит от качества их абонентской базы”, – отмечает она. В I квартале проводилось очень много разовых праздничных акций со скидками и бонусами, подтверждает Гирев, а так как количество prepaid-абонентов по сравнению с I кварталом 2005 г. в компании очень сильно увеличилось, то и корректировка была заметной. “Этот показатель год от года будет только расти”, – заявляет Андрей Гирев.