ВЕКТОР


СРП опять под присмотром

Предыдущее масштабное наступление на СРП государство вело четыре года назад. В результате получить право пользоваться таким режимом теперь фактически невозможно. А государство, видимо, решило шагнуть еще дальше. Ведь все три работающие СРП в России контролируются зарубежными компаниями. Вполне возможно, теперь чиновники пытаются всеми способами заставить их передать контроль в своих проектах российским компаниям. К примеру, “Газпром” больше года ведет переговоры с Shell о покупке доли в Sakhalin Energy. “Роснефть” владеет 20% акций в проекте “Сахалин-1” и вряд ли бы отказалась увеличить свою долю. А к Харьягинскому проекту несколько лет назад присматривался “Лукойл”.

Российское правительство вновь стало внимательно изучать нефтегазовые проекты, разрабатываемые на условиях раздела продукции. Две недели назад Минприроды обнародовало выводы Российской академии естественных наук, указавшей на ряд недоработок компаний – операторов таких проектов и предложившей передать контрольный пакет в них российским госкомпаниям. А на прошлой неделе Минпромэнерго объявило о том, что бюджет “Сахалина-2” на нынешний год утвержден в размере $2 млрд. Впервые за несколько лет чиновникам удалось обуздать расходы оператора проекта – компании Sakhalin Energy, 55% акций которой принадлежит Shell. За последние два года затраты компании на освоение сахалинского шельфа достигали $2,5 млрд. А год назад Sakhalin Energy попросила чиновников санкционировать рост расходов на реализацию проекта до 2014 г. сразу вдвое – до $20 млрд. Правда, чиновники указывают, что бюджет-2006 полностью соответствует утвержденному еще три года назад комплексному плану развития проекта. А проверка обоснованности роста затрат на весь проект еще продолжается и закончится не ранее августа.

Что русскому хорошо...

В Швеции начался прецедентный судебный процесс. Прокурор Кристер ван дер Кваст предъявил обвинение во взятке президенту телекоммуникационного гиганта TeliaSonera Андерсу Игелю и президенту ее шведского отделения Мари Эрлинг. Они провинились тем, что пригласили около 200 бизнес-партнеров компании на мюзикл Mamma Mia шведского квартета Abba. Узнав о начавшемся дознании, руководство отменило званый обед и приглашения, однако шведская прокуратура все же решила дать делу ход. Председатель совета директоров TeliaSonera и сами обвиняемые упирают на то, что подобные клиентские мероприятия – неотъемлемая часть деловой жизни Швеции. В то же время они признают, что закон дает недостаточно четкое определение взятки, поэтому решение суда, считать ли оплаченные принимающей стороной билеты взяткой, повлияет на бизнес в целом, а в особенности на индустрию развлечений, спортивные мероприятия, отельный и ресторанный бизнес. Если партнерские выезды будут признаны скрытой взяткой, пострадают и авиаперевозки. В России дилерские конференции в какой-нибудь экзотической стране или подарочные билеты в театр никогда взятками не считались. Да и примеры посерьезнее – вроде выдачи корпорацией Microsoft бонусных карточек для системных администраторов, которым корпорация предложила 5% от закупок, – оказались вне поля зрения наших правоохранительных органов.