“Или мы, или пришельцы”


Главный козырь “Единой России” – поддержка нацпроектов, говорит источник в центральном исполкоме ЕР. В регионах “единороссы” позиционируют себя как “партия реальных дел”, уточняет источник. В Новгороде ЕР рекламирует как свои достижения успехи местной администрации, закупившей 39 машин “скорой помощи” (в рамках нацпроекта “Здоровье”), рассказывает координатор регионального отделения ЛДПР Антон Морозов. В Карелии, по данным сайта ЕР, местное отделение партии разработало план развития республики до 2011 г., обещав способствовать созданию рынка доступного жилья и “территории защищенного материнства”. Строить кампанию на нацпроектах опасно, замечает Евгений Гонтмахер из Центра социальных исследований и инноваций: половина населения о них не знает, а те, кто знает, видят сложности с их реализацией.

Агитацию с социальной тематикой использует подавляющее большинство участников, даже демократы. “Яблоко” критикует ситуацию с ЖКХ, ратуя за доступное жилье и медицину. Российская партия пенсионеров проводит по всей стране “Марш против бедности” под лозунгом “За внуков, за детей, за себя”, говорит замруководителя исполкома РПП Владимир Воронин. Он добавляет, что в Приморье РПП просит граждан “назначить себе пенсию”: написать на листах суммы, которые они хотели бы получать. РПЖ агитирует с телеэкранов под слоганом “Так жить дальше нельзя”, обращая внимание на наркоманию и проблемы молодежи, говорит руководитель приморского отделения РПЖ Юрий Привалов. Липецкое отделение ЛДПР выступает за снижение тарифов и списание долгов крестьянам. Лозунги правильные, но банальные и обманчивые – здравоохранение определяет федеральный центр, проблемами пенсионеров занимаются Пенсионный фонд и правительство, говорит Гонтмахер. Партии просто вытесняются в социальную сферу, потому что критиковать местную власть опасно, заключает он.

Многие партии сделали ставку на узнаваемых политиков. В Чувашии, по словам источника, близкого к местной администрации, самый запоминающийся щит ЕР изображает президента республики Николая Федорова, спикера Госсовета Михаила Михайловского и олимпийскую чемпионку Елену Николаеву. Липчан ЕР привлекает биллбордами “Мы вместе” с изображениями мэра Липецка Михаила Гулевского и губернатора Олега Королева, рассказывает член ЦК КПРФ Петр Милосердов. Ставка на губернаторов – ошибка ЕР, уверен Александр Кынев из Института гуманитарно-политических исследований: у Сергея Катанандова (Карелия), Шериг-оол Ооржака (Тува) и Сергея Дарькина (Приморский край) высокий антирейтинг.

Карты ЕР может спутать и альянс РПЖ – “Родина” – РПП, считает Кынев: ставка на тройку губернатор – мэр – спикер работает при низкой явке, а популярные фигуры во главе списков РПЖ грозят повысить интерес к кампании и поднять явку. Список РПЖ в Липецкой области возглавляет Сергей Миронов, партия получила разрешение президента на использование его изображения в агитации. Свердловский список РПЖ возглавляют известный в регионе депутат Госдумы Евгений Ройзман и бард Александр Новиков. Заявка РПЖ на то, чтобы стать второй системообразующей партией, изрядно смутила чиновников, говорит источник, близкий к новгородским бизнес-кругам. Тем более что РПЖ активно привлекает к себе представителей власти: новгородский список партии возглавил мэр крупного города Боровичи Александр Костюхин, а карельский – бывший глава правительства Виктор Степанов.

Другая черта кампании – агитация против “Единой России”. В Астрахани КПРФ, по словам депутата Госдумы Олега Шеина, использует лозунг “Ни одного голоса ЕР”, а “Родина” обращает внимание, что в списке партии власти много иногородних. Слоган “Родины” – “Или мы, или пришельцы”. В Свердловске, по словам председателя “Народной воли” Сергея Бабурина, облизбирком запретил ролик, где “народовольцы” вызывают “единороссов” на ринг и нокаутируют их лидера. Центром атаки политических сил оказалась “Единая Россия”, подтверждает председатель совета директоров “Никколо-М” Игорь Минтусов. Эксперт отмечает, что, хотя с точки зрения технологий кампания ведется без правил, сказать, что она грязнее прежних, нельзя.