Обойдутся без Glencore


Переговоры с Glencore о выкупе его глиноземных и алюминиевых активов “Русал” начал в 2005 г., но одновременно Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг начали обсуждать слияние “Русала” и “Суала”. В результате у Дерипаски родилась идея сделать тройную сделку, и в конце августа стороны подписали протокол о намерении. Дерипаске в “большом” “Русале” будет принадлежать 64,5% акций, акционерам “Суала” – 21,5%, Glencore –14%, договорились будущие партнеры. На то, чтобы провести технический аудит своих заводов и согласовать окончательные условия сделки, они взяли месяц.

Сделка будет заключена в начале следующей недели, уверен источник в одной из трех компаний. Но опасность того, что тройственный союз превратится в двустороннее соглашение, сохраняется, полагает банкир, консультирующий одну из сторон. Due diligence активов “Суала” завершилось полторы недели назад и в Glencore пришли к выводу, что заводы “Суала” не стоят той доли, которую за них в укрупненном “Русале” хотят получить Вексельберг и его партнеры, рассказывали тогда источники, близкие к участникам сделки. Один из них не исключал, что “Суал” из нее вообще может выпасть, если не согласится сократить свою долю.

Вчера Reuters сообщило, что выпасть может уже Glencore. “Стороны пришли к соглашению, что даже без Glencore необходимый синергетический эффект будет достигнут”, – цитирует агентство свой источник, близкий к сделке. Бизнесмен, знакомый с позицией владельцев “Суала”, подтвердил “Ведомостям” эту информацию. По его информации, если из сделки выпадет Glencore, то “Суал” будет претендовать уже на 25–30% акций “Русала”.

Представители Glencore, “Русала” и “Суала” от комментариев отказались.

“Суал” заинтересован в слиянии с “Русалом” – об этом в середине сентября доложил президенту Владимиру Путину сам Вексельберг. Компания Дерипаски делает все, чтобы тройственная сделка успешно завершилась, говорит источник, близкий к “Русалу”. Он уверен, что именно так и получится, ведь “Русал” – связующее звено этой сделки и компания считает самым успешным вариантом для себя сохранение в ней обоих партнеров.

Покупка заводов Glencore позволит “Русалу” закрыть свои потребности в сырье, а сделка с “Суалом” выведет “Русал” на 1-е место в мире по выпуску первичного алюминия, напоминает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев.

“Русал” заинтересован в глиноземных активах Glencore. В прошлом году компания обеспечила себя сырьем на 72% – ей не хватило порядка 1,5 млн т глинозема. И слияние с “Суалом” не поможет сильно увеличить эту цифру. “Суал” в прошлом году выпустил 2,29 млн т глинозема и 1,05 млн т первичного алюминия, в “свободном остатке” у него было лишь около 400 000 т глинозема.

Аналитик “Атона” Владимир Катунин думает, что ставить крест на тройной сделке рано. Все информационные всплески можно считать элементом переговоров, отмечает он. Если Glencore все же останется за бортом, то при двойном объединении “Суал” может рассчитывать на 24% в “Русале”, говорит Катунин. “Суал” эксперт оценивает в $5,5 млрд, “Русал” – в $19–20 млрд.