ФСБ отступила


Вчера в правительство внесен законопроект “О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности”. Минпромэнерго взялось за его подготовку по поручению президента в мае 2005 г. Последняя дискуссия состоялась 1 ноября. К совещанию у руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина Федеральная служба безопасности, Главное правовое управление администрации президента и Федеральная антимонопольная служба представили 25 возражений.

В согласованном виде проект выглядит так. Иностранцы, имеющие виды на предприятие, обеспечивающее оборону и безопасность, обязаны обратиться в уполномоченный орган (предполагается, что в ФАС). Зарубежный контроль над таким предприятием недопустим. Поэтому федеральный орган будет смотреть, не получит ли инвестор свыше 50% голосующих акций, половину мест в совете директоров или органах управления предприятием. Если покупателем выступает транснациональная или иностранная госкомпания, приобретать она может менее 25%. Отказ или согласие на покупку дает правительство.

В число стратегических включено 40 видов деятельности, связанных с оборонкой, ядерным производством, естественными монополиями, разработкой недр. Последним видом, включенным в перечень по настоянию ФАС, стал выпуск военной техники с использованием магния, титана, алюминия, тантала, особо прочных сплавов и редкоземельных металлов.

Инициатива ФСБ о расширении списка за счет электрогенерирующих компаний отвергнута как противоречащая смыслу реформы электроэнергетики.

Отклонено и предложение ФСБ о повышении порога для согласования сделок до 30% плюс 1 акция. Последнее лишено смысла, так как под ограничения подпадают сделки с любым размером пакета, если инвестор получает контроль над предприятием, замечает чиновник Минпромэнерго.

Участники совещания у Нарышкина посчитали неприемлемым требование ГПУ не ограничивать срок рассмотрения заявок. Трех, а в исключительных случаях шести месяцев “достаточно для принятия обоснованного решения”, указано в протоколе.

Не прошла попытка ФАС перетянуть на себя право отказывать иностранцам в приобретении стратегического предприятия.

ФАС считала, что наличие у инвестора бизнес-плана не должно быть условием сделки, но Минпромэнерго отстояло это положение.

Поправить придется и законопроект “О недрах”. В нем офшорная компания, принадлежащая российским гражданам, считается российским юридическим лицом. “ФСБ возмущалась, что при такой норме стратегическое предприятие перейдет в собственность иностранцев, а мы и концов не найдем”, – рассказывает правительственный чиновник. Единственно правильным решением считает унификацию этой нормы менеджер по корпоративному управлению ТНК-ВР Екатерина Макеева: Гражданский кодекс устанавливает, что статут юридического лица определяется страной, в которой оно зарегистрировано.

Нарышкин снял большинство возражений, поняв, что в совокупности они искажают идеологию законопроекта, полагает чиновник Минпромэнерго. Кремлевский чиновник утверждает, что поставить точку потребовал президент – он давно поручил “установить для иностранцев четкие правила доступа к стратегическим предприятиям и месторождениям”. Макеева тоже полагает, что причиной, по которой в правительстве пренебрегли большинством замечаний ФСБ и ГПУ, могло быть слишком долгое согласование законопроекта и указание главы государства ускориться.

Практически все наши предприятия ВПК – конкуренты иностранцев и рассчитывать на то, что они войдут в такое предприятие, чтобы развивать его, наивно, убежден гендиректор завода авиадвигателей “Салют” Юрий Елисеев. Стратегические предприятия должны быть “государевы”, говорит он: “Мы вот унитарное предприятие, но ничто не мешает нам оставаться лучшими в отрасли”.

Если действовать в логике запрета иностранных инвестиций, то государство должно взять на себя финансирование НИОКР и загрузить заказами стратегические предприятия, оппонирует эксперт американского Института мировой безопасности Иван Сафранчук. Он считает, что многоярусная система согласования сделок гарантирует, что массовых попыток иностранцев обойти закон не будет.

Чиновник Белого дома говорит, что законопроект будет рассмотрен правительством 30 ноября.