И целого бутика мало


Многие компании открыли собственные музеи еще в 1990-х годах. Но в начале нового тысячелетия в мире моды началась настоящая музейная лихорадка. Музеями обрастают бутики, мануфактуры, офисы. Фирмы скупают на аукционах исторические образцы своей продукции, нанимают хранителей коллекций и открывают частные собрания для публики.

Семейное дело

В архивах Salvatore Ferragamo более десяти тысяч пар туфель, созданных основателем компании Сальваторе Феррагамо. Хранятся туфли во флорентийском палаццо Спини Ферони, принадлежащем семье Феррагамо. До недавнего времени можно было увидеть лишь немногие из них – причем не каждый день и только по договоренности.

Но теперь музей переехал на первый этаж палаццо, поближе к бутику марки, и открыт для публики каждый день, кроме вторника. Количество экспонатов в нем заметно выросло. Там выставлены, например, деревянные колодки, по которым Феррагамо делал обувь для Одри Хепберн, Марлен Дитрих, Ингрид Бергман и других знаменитостей. А также разнообразные туфли: кожаные и шелковые, сделанные из золота, плетенные из целлофана или лески, отделанные рыбьей кожей или флорентийским кружевом. Обувь расставлена в соответствии с цветовыми оттенками. А на одной из стен даже помещены высказывания о цвете Василия Кандинского и Иоганна Вольфганга Гете. Столь концептуальный подход  объясняется просто: музеем руководит не сапожник, а художник, флорентийский искусствовед Стефания Риччи. «Я провожу в музее биеннале на разные темы, – рассказывает она «Пятнице». – Вначале у нас была выставка, посвященная материалам, которые использовал Феррагамо; через два года мы показывали «знаменитые туфли для знаменитых ног»; еще через два года прошла выставка, посвященная изобретениям Феррагамо».

Тема нынешней выставки – цвет.

Кстати, все накопленное в архивах сразу показать невозможно. Коллекция слишком велика, к тому же она все время пополняется, так что даже синьора Риччи, которая знает каждую пару туфель, уже сбилась со счета. «Три месяца назад мы выкупили на аукционе Christie’s пару ботинок Феррагамо, принадлежавших Энди Уорхолу, – говорит Стефания Риччи. – Классические по форме, коричневого цвета, но… заляпанные краской: очевидно, когда Уорхол работал, краска стекала на ботинки! Для нас это ценное приобретение: ведь Феррагамо больше был известен как специалист по женским туфлям».

На вилле в Нормандии, где Кристиан Диор провел детство, сейчас работает его музей. Есть музей и у Hermes, там хранятся старинные стремена, седла (эта фирма изначально делала снаряжение для верховой езды). Музей Louis Vuitton находится в семейном доме Вюиттонов, в Аньере под Парижем. Там собран багаж, созданный фирмой по спецзаказу, и антикварные чемоданы из Европы и Азии.

Механизмы

Не отстают от французских производителей роскоши и швейцарские часовщики. В женевском музее Patek Philippe выставлены часы этой марки и антикварные экспонаты XVI–XIX веков.

А вскоре откроется еще несколько швейцарских часовых музеев: обновленный IWC в Шаффхаузене, на мануфактурах Jaeger-LeCoultre и Jaquet Droz. В последнем, кстати, возможно, выставят не только часы, но и так называемые автоматоны, созданные в XVIII веке часовщиком Пьером Жаком-Дро. Это предки современных роботов –механические куклы, которые пишут каллиграфическим почерком или играют на музыкальных инструментах.

Стекло

Пожалуй, самый необычный из существующих ныне музеев принадлежит марке Baccarat. Он находится в нынешней резиденции фирмы: в парижском особняке, которым некогда владела патронесса сюрреалистов, виконтесса Мари-Лаура де Ноай. Интерьер дизайнера Филиппа Старка тоже выдержан в сюрреалистическом духе. Поднимаясь на второй этаж особняка –именно там находится музей, – вы увидите огромную емкость с водой, в которой горит большая хрустальная люстра, а также «говорящие» старинные вазы (по замыслу Старка, на них проецируется видео: некая дама бормочет стихи Бодлера). В музейных залах можно увидеть хрустальную мебель индийского махараджи и гигантские канделябры царя Николая II.

Передвижники

Не все музеи модных марок имеют постоянное место жительства. Некоторые – правильнее будет назвать их не музеями, а коллекциями – путешествуют по миру. Бывает, что экспонаты хранятся в швейцарском банке, как, например, драгоценности фирмы Van Cleef & Arpels, откуда их время от времени извлекают и показывают в разных странах. Особенно везет в последнее время Москве. Только закончилась выставка Piaget в бутике в Столешниковом переулке (туда привезли среди прочего часы Жаклин Кеннеди), как в бутике Cartier по соседству тоже началась часовая выставка. Среди экспонатов часы в виде книги и печатки, а также «часы с секретом», корпус которых прозрачен, а механизма нет (он спрятан в подставке и соединен со стрелками невидимой нитью).

Почти одновременно в Берлинском доме показали старинные часы IWC и редкие модели Jaeger-LeCoultre, например часы Reverso Triptyque с тремя циферблатами.

У Jaeger-LeCoultre, кстати, накопилась солидная коллекция: более 1500 часов и около 2000 различных механизмов. Пока эти экспонаты еще путешествуют по миру, но руководство мануфактуры собирается вскоре эту практику прекратить. Президент Jaeger-LeCoultre Жером Ламбер рассказал «Пятнице»: «То, что наша коллекция путешествовала по всему свету, становилось все более и более опасным. Поэтому мы решили показывать наши часы там, где они, собственно, и были созданы, – прямо на мануфактуре». В сентябре там откроется музей фирмы, где, по словам господина Ламбера, будут представлены около 500 часов и 1000 механизмов. «Первые два года коллекция не покинет музей, – замечает президент Jaeger-LeCoultre, – чтобы посетители смогли увидеть ее целиком».