Жаркая живопись


Волшебную по цвету, как будто горящую и горячую “Гранатовую чайхану” Александр Волков написал в 1924 г., в середине жизни, когда был уже сформировавшимся художником. В этой картине была соблюдена идеальная и органичная для него мера условности изображения. Фигуры трех склонившихся над белым чайником героев сложены из треугольников, которые не расчленяют пространство, как у кубистов, а собирают его в четком ритме. Живописная условность представляет традиционное восточное чаепитие как таинство, влекущее зрителя, но непостижимое для его понимания. И чалмы у героев как нимбы, и лица как лики, и слишком уж таинственно сгущена атмосфера вокруг них. И эта тайна вместе со светоносным цветом превращают “Гранатовую чайхану” в одну из лучших картин русской живописи.

Исследователи отмечают, что в творчестве Волкова прослеживаются модернистская западноевропейская, русская иконная и восточная традиции. Художник родился в Туркестане, учился в Петербурге и Киеве, жил в Ташкенте. В юности был увлечен Врубелем, и некоторые ранние работы, показанные на выставке, по сути, вариации на тему врубелевских произведений. Потом он увлекся беспредметным искусством, но все-таки не дошел до полного разрыва с фигуративной живописью, ему было важно сохранить натуру.

В поздних работах, 30-х гг., когда Волкова уже упрекнули в формализме и нежелании изображать узбекских тружеников по законам социалистического реализма, нет ничего таинственного. Но и правоверным соцреалистом, как многие его коллеги, начинавшие с авангарда, художник не стал. В дальних восточных провинциях советской империи было безопаснее заниматься живописью, чем в столицах. Волков, конечно, в сталинские времена пострадал, был временно отлучен от преподавания, не выставлялся, но сохранить себя как художника сумел. Он был сильным и во многом талантливым человеком – всю жизнь писал стихи, пел, любил долгие пешие походы. А потому и сохранил свою личную и профессиональную независимость.

Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого, веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и на тракторе хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость.

Лучшие произведения Александра Волкова хранятся в Третьяковской галерее, но на выставке показывают еще много работ, находящихся в частных собраниях. Это и ранние картины, и очень цельная, законченная и эстетически полноценная графика. Волков, как и многие русские художники, сложившиеся в 20-е гг., для частных коллекционеров крайне привлекателен. Почти все его работы очень красивы и относятся к настоящей живописи, к искусству. К очень яркому и сочному искусству, без намека на меланхолию, депрессию, страдания, что не так уж часто в русской живописи.