Без франшизы


“Цифроград” появился в Новосибирске еще в феврале 2004 г. Тогда “Северен” заключил договор франчайзинга с местной сетью “Центр мобильной связи”. Но за два года сумел открыть лишь три салона. Директор по развитию компании “Северен” Владимир Парасюк признавался, что компания была практически не заметна на местном рынке, поэтому решил найти нового партнера. Весной 2006 г. им стала местная компания “Техноком”.

Планировалось, что “Техноком” до конца года откроет 30 салонов под федеральным брендом и увеличит долю на новосибирском рынке с 10% до 20%, обогнав “Связного” и Dixis, у которых также по 10%.

Но гендиректор и владелец “Технокома” Дмитрий Вилисов в начале 2007 г. от бизнеса решил избавиться, предложив “Цифрограду” выкупить открытые к этому времени салоны связи – всего 21 средней площадью 30 кв. м. На следующей неделе сделка будет завершена. Об этом “Ведомостям” рассказала PR-директор “Цифрограда” Татьяна Москалева.

“По условиям франчайзингового договора с “Технокомом” если Вилисов решает продать сеть, то сначала предлагает ее нам. Мы были вынуждены ее приобрести, поскольку опасались, что магазинами заинтересуются конкуренты. Кроме того, Дмитрий [Вилисов] предложил выкупить у него помимо новосибирских еще и 50 алтайских салонов”, – говорит она.

Назвать сумму сделки Москалева отказалась.

Вилисов говорит, что сделкой доволен, но привести ее сумму также отказался. По его словам, полученные средства он вложит “в бизнес, близкий к строительству”.

По данным источника, знакомого с ходом переговоров, магазины обошлись “Цифрограду” в $0,8 млн.

Участники рынка считают, что стоимость салонов завышена. Один салон такого уровня стоит в Новосибирске не более $15 000–18 000, говорит руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний “Связной” Елена Ноготкова. В целом рыночная стоимость сети не превышает $380 000 без стоимости товарных остатков. А алтайские салоны стоят не более $10 000–15 000, полагает она.

Рыночная стоимость салонов не превышает $600 000, считает PR-менеджер Западно-Сибирского филиала “Евросети” Ульяна Смольская. По ее мнению, на величину сделки повлияла активность “Беталинка”, который в феврале заявлял о переговорах с Вилисовым о покупке “Технокома” и определял стоимость одного салона как $45 000.

Менеджер по связям с общественностью “Беталинка” Дмитрий Березин подтвердил, что компания вела переговоры о покупке “Технокома”. Предложенную стоимость сделки он не назвал, сказав, что компанию не устроили ее условия. В Сибири “Беталинк” развивается без привлечения франчайзинговых партнеров, сейчас в регионе работает 42 салона сети. До конца 2007 г. в планах компании увеличить их количество как минимум до 85, говорит Березин. “Беталинк” не исключает возможности приобретения какой-либо местной сети. “Мы рассматриваем все поступающие предложения, но конкретных претендентов на покупку сегодня нет”, – сказал он.

“Вилисов воспользовался сложившейся ситуацией. Сейчас строить сеть с нуля в Новосибирске почти невозможно, поскольку все высокорентабельные помещения под салоны заняты. В 2005 г. в Самаре от “Цифрограда” ушел франчайзинговый партнер (более 40 салонов). До сих пор сеть там не представлена”, – отмечает Смольская.

Развивать собственные салоны “Цифрограду” выгодно, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. “Франчайзинг – крайне ненадежный способ бизнеса. В частности, “Цифроград”, отказавшись от маржинальной прибыли в пользу оборота, оказался в сложном финансовом положении: оборот большой, а чистая прибыль невысока”, – говорит он. Сделка с “Технокомом”, считает аналитик, позволит увеличить рентабельность бизнеса в Новосибирске на 20–25%.