От инвесторов ждут $8,6 млрд


В 2006 г. объем иностранных инвестиций в городскую экономику составил $5,3 млрд, но городские власти хотят, чтобы к 2010 г. этот показатель вырос до $8,6 млрд в год, заявила вчера губернатор Петербурга Валентина Матвиенко в своем ежегодном послании законодательному собранию. “При благоприятном прогнозе эту высоту мы возьмем уже в 2008 г.”, – утверждает губернатор.

Таких показателей достичь можно, но удержать их будет очень трудно, считает аналитик инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин. Прямые иностранные инвестиции по всей стране в I квартале 2007 г. составили $7,8 млрд, говорит эксперт, и Петербург должен стать сверхпривлекательным для инвесторов, чтобы достичь показателя в $8,6 млрд. Кроме того, он отмечает, что в ближайший год интенсивность иностранных инвестиций в стране может несколько снизиться – иностранцы хотят минимизировать политические риски, связанные с выборами президента в марте 2008 г. “Особенно это касается Петербурга, поскольку он является родиной президента, чье политическое влияние в городе особенно сильно”, – полагает эксперт.

В ближайшие годы город может рассчитывать на крупные иностранные инвестиции в частно-государственные инфраструктурные проекты – Западный скоростной диаметр (ЗСД, общая стоимость – 83 млрд руб.) и Орловский тоннель (26,3 млрд руб.). Концессионер, которого Минэкономразвития выберет по конкурсу, должен будет профинансировать половину стоимости ЗСД. В конкурсе участвуют четыре консорциума, почти полностью состоящие из иностранных строительных компаний. Частный соинвестор Орловского тоннеля, конкурс по которому еще не объявлен, должен будет вложить в него около 8 млрд руб. Обе стройки должны завершиться в 2010–2011 г. К этому времени планируют запустить свои петербургские заводы Nissan и General Motors. Nissan инвестирует в местное производство около $200 млн, а GM – $300 млн. Вслед за автоконцернами заводы в Петербурге планируют открыть и их поставщики. В конце прошлого года землю под завод стоимостью $50 млн получила канадская Magna, а в начале мая английская Stadco объявила о намерениях построить предприятие близ Петербурга.

Если город будет выполнять свои обещания по строительству инфраструктуры, то инвесторы потянутся в город, считает Наталья Кудрявцева, исполнительный директор Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации (SPIBA). По ее словам, власти создали в целом благоприятный инвестиционный климат, но инженерная и дорожная инфраструктура, необходимая для появления новых инвестпроектов, в городе недоразвита. Препятствием может стать и нехватка рабочей силы. Уже сейчас работающие и строящиеся предприятия ощущают легкий дефицит квалифицированных кадров всех специальностей и уровней и, если городские власти не предпримут усилия по изменению ситуации, строить в Петербурге новые заводы будет бессмысленно, предупреждает Кудрявцева.