Клад Мавроди


Об оставшемся после развала “МММ” “кладе” в виде акций “Газпрома” Мавроди вчера напомнил в интервью радиостанции Business FM. “Одних акций “Газпрома” там на десятки миллиардов долларов, порядка 7%, 60 млн акций, – говорил Мавроди на всю страну. – Короче говоря, сумма, исчисляемая то ли миллиардами, то ли десятками миллиардов долларов”. “Есть конкретные люди, на которых оформлены акции. Доступ к ним смогу получить я. Это вершина айсберга, там еще много чего есть”, – добавил он. 60 млн акций “Газпрома” – это всего 0,25% уставного капитала самой дорогой компании России. Но “Ведомостям” Мавроди уточнил, что имел в виду именно 7%, которые по котировкам в РТС вчера стоили $14,7 млрд.

Акции “Газпрома” распространялись по следующей схеме. В марте 1994 г. распоряжением Госкомимущества России 28,7% акций “Газпрома” могли купить на закрытых чековых аукционах жители 60 регионов, где размещались газодобывающие и газотранспортные предприятия монополии. Самый большой пакет – 8,7% комитет выделил Ямалу, а акции могли покупать “малочисленные народы Севера, работники бюджетных организаций и организаций, обеспечивающих освоение газоконденсатных месторождений”.

В 1994–1995 гг. доверенные Мавроди люди находили жителей этих регионов и работников областных предприятий “Газпрома”, передавали им ваучеры, на которые те покупали бумаги концерна на чековых аукционах, рассказывает он сам. Других путей поучаствовать в этих аукционах тогда не было, вспоминает Мавроди. Покупатели-физлица заключали договоры с доверенными людьми Мавроди, где было указано, что первые действуют в интересах последних. 60 млн акций, которые он указал в интервью, – это только акции “Газпрома”, купленные по вышеописанной схеме в Пермской области. Условия договоров на покупку акций с физлицами он припомнить не смог, как и то, сколько всего было таких физлиц. В скупке в Пермской области участвовали 15 человек, сказал он.

На конец марта у “Газпрома” было 50 782 акционера, в том числе 50 734 физлица. Крупнейшие акционеры концерна – Росимущество (38,37%), государственный “Роснефтегаз” (10,74%). Еще 13,6% – в номинальном держании Bank of New York. Других акционеров, чей пакет выше 5%, “Газпром” в отчетности не указывает. Известно также, что среди акционеров “Газпрома” есть фирмы нескольких крупных предпринимателей – Сулеймана Керимова (около 1 млрд акций), Алишера Усманова и его партнеров (1,5%), Елены Батуриной (0,4%). А ситуацию с обнаруженными 7% акций Мавроди представители концерна прояснить затруднились.

Еще в 1999 г. конкурсный управляющий “МММ” Константин Глодев, арестованный в апреле этого года за попытку рейдерского захвата, указывал в своем отчете, что на средства, привлеченные от населения, “МММ” смогла приобрести пакеты акций 17 крупных компаний, в том числе и 7% “Газпрома”.

Мавроди заверил “Ведомости”, что фигурировал этот пакет и в материалах следствия, правоохранительные органы об этих акциях знают. Сотрудница пресс-службы Следственного комитета при МВД заявила “Ведомостям”, что по вопросу о наличии у Мавроди акций “Газпрома” корректнее обратиться в “Газпром”.

Но несколько бывших знакомых Мавроди тоже вспомнили, что слышали о скупке акций “Газпрома”. Политик, который был близок к окружению Мавроди в начале 1990-х гг., рассказывает, что для операций с акциями “Газпрома” был создан специальный отдел. Задача его сотрудников состояла в том, чтобы прорываться на чековые аукционы, и в наличных средствах они не были ограничены, делится собеседник “Ведомостей”. А депутат Алексей Митрофанов, который контактировал в Госдуме с депутатом Мавроди в 1994–1995 гг., вспоминает, что в связи с агрессивным поведением главы “МММ” на фондовом рынке даже созывали специальное заседание правительства.

Репортаж о нем показывали в программе “Время”, помимо премьера Виктора Черномырдина о проблеме “МММ” высказались и другие члены кабинета – даже министр обороны Павел Грачев и министр иностранных дел Андрей Козырев. Александр Шохин, в августе 1994 г. вице-премьер по финансово-экономическому блоку, помнит такое заседание. Но о покупке в то время такого крупного пакета акций “Газпрома” ему ничего не известно, сказал он “Ведомостям”.

Акции в интересах “МММ” скупал бывший чековый инвестиционный фонд “МММ-Инвест” – теперь ИК “Русс-инвест”. Именно в этот ЧИФ вкладчики несли ваучеры, на которые покупались акции компаний. Ему принадлежало, в частности, 5,45% акций “АвтоВАЗа”. “Русс-инвест” долго судился и в конце концов в Верховном суде доказал, что не имеет никакого отношения к АО “МММ”, а все акции предприятий, приобретенные обществом в начале 90-х гг. на чековых аукционах за приватизационные чеки акционеров, были давно проданы, сообщал “Ведомостям” гендиректор “Русс-инвеста” Александр Бычков. Вчера он от комментариев отказался.

В любом случае сам Мавроди пока, по собственному признанию, даже не думал, как вернуть купленные почти 12 лет назад бумаги “Газпрома”. За столько лет многое поменялось, но сами люди должны были помнить, что эти акции они покупали не для себя, лишь заметил он. Митрофанов считает, что, поскольку 12 лет Мавроди был на нелегальном положении, ему будет крайне трудно вернуть контроль над своими активами, тем более что они многократно перепродавались.

Юристы, не зная условий договоров с покупателями акций “Газпрома”, оценивать перспективы Мавроди не берутся. Скорее всего, это были договоры комиссии, по которым физлица покупали бы акции на свое имя, а потом должны были передавать их Мавроди, рассуждает партнер юрфирмы “Юст” Артур Рохлин. Если в договорах были зафиксированы сроки передачи акций Мавроди, то срок исковой давности (три года) уже истек. А если точных сроков передачи там не было, то акции должны были попасть к Мавроди по первому требованию. И если он еще не заявлял об исполнении договоров, то теоретически может сделать это сейчас, не исключает Рохлин.