Три года под защитой


Четыре года назад в России был введен закон об ОСАГО. Нескольких лет его работы хватило, чтобы понять – без изменений закона не обойтись. Один из недостатков – срок исковой давности по ОСАГО, который составляет сейчас два года. Проблемы возникают, когда в разбирательствах, связанных с ДТП, задействованы четыре стороны – участники ДТП (виновник и потерпевший), страховщик ОСАГО (компания, в которой застрахована ответственность виновника) и страховщик каско (компания, в которой застрахован автомобиль потерпевшего), объясняет начальник управления ОСАГО компании “Русский мир” Андрей Знаменский.

Самый удобный способ компенсировать ущерб для потерпевшего – получить выплату по каско у своего страховщика, продолжает он. После получения этой страховки к страховщику каско переходит право требовать возмещение у виновника ДТП. Страховщик каско, по словам Знаменского, может предъявить требования страховщику ОСАГО или самому виновнику. Поскольку у последнего есть полис ОСАГО, страховщик каско предъявляет претензии страховщику ОСАГО. Если срок исковой давности по ОСАГО истек (т. е. после окончания действия страховки ОСАГО прошло два года), страховщик каско предъявляет требование напрямую виновнику ДТП – физическому лицу. И когда суд принимает решение в пользу страховщика, обязав виновника ДТП выплатить компенсацию, то страховщик ОСАГО зачастую не оплачивает ущерб, ссылаясь на истечение срока исковой давности.

По подсчетам Знаменского, сейчас известно уже более 100 таких случаев. “Все они крайне негативно сказываются на рынке в целом и на репутации отдельных страховщиков”, – сетует он.

Исправить ситуацию взялся председатель банковского комитета Думы Владислав Резник. Он внес в Думу поправку в Гражданский кодекс, предлагающую установить срок исковой давности по полисам ОСАГО в три года. “Страхователь, который уже понес расходы при заключении договора ОСАГО, вынужден нести убытки и по возмещению ущерба, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – <...> подобная практика дискредитирует саму идею страхования ответственности за причинение вреда”.