Рашников добрался до Австралии

Виктор Рашников не ограничится 4% акций Fortescue Metals, уверены эксперты/ С. Портер

На конец прошлого года у ММК было более $1 млрд свободных средств, отмечает аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев. Магнитка заставляла их работать: на 31 декабря $550 млн было размещено на депозитах (в основном в Газпромбанке) и в краткосрочных инвестициях, еще $250 млн отражалось как долгосрочные инвестиции.

Так удачно деньги в иностранные горно-металлургические активы из российских бизнесменов вкладывали только Алишер Усманов и Владимир Потанин с Михаилом Прохоровым. Усманов в 2003–2004 гг. скупил 13,4% акций англо-голландской Corus Group и продал этот пакет в 2005 г., заработав свыше $300 млн. C тех пор предприниматель инвестировал еще в несколько иностранных проектов: 20% акций канадской Nautilus Minerals, около 20% австралийской Mount Gibson (добыча руды) и 12,32% акций Medusa Mining (золото). А подконтрольный Потанину и Прохорову “Норильский никель” в 2004 г. купил 20% акций южно-африканской золотодобывающей компании Gold Fields. Потратив на эту сделку $1,16 млрд, он так и не смог увеличить свою долю и даже ввести представителя в совет директоров. Два года спустя компания продала эти акции за $2 млрд.

Вчера Магнитка опубликовала отчетность по РСБУ за первое полугодие, из которой следует, что ее выручка по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. увеличилась на 29,4% до 93,22 млрд руб., а чистая прибыль – на 68% до 15,5 млрд. Рост прибыли обеспечен не только ценами на сталь. Краткосрочные финансовые вложения ММК во II квартале выросли в 3,36 раза до 41,9 млрд руб. ($1,6 млрд). Магнитка могла переоценить рыночную стоимость некоторых своих инвестиций, что сказалось на увеличении чистой прибыли, предполагает гендиректор аудиторской компании “Старовойтова и партнеры” Елена Старовойтова. Чистая прибыль ММК выросла в том числе благодаря переоценке акций, подтвердила пресс-секретарь ММК Елена Азовцева, но каких именно, не сказала.

“Ведомостям” удалось выяснить, куда компания Рашникова вложила средства. В конце прошлого года она купила на рынке 3,5–4,5% акций австралийской Fortescue Metals, рассказали несколько источников, близких к ММК. Один из них отмечает, что на скупку было потрачено около $130 млн.

Сейчас этот пакет стоит $320–411 млн. С декабря прошлого года капитализация Fortescue на Австралийской фондовой бирже утроилась и вчера составила $9,15 млрд.

Эту инвестицию Магнитка и переоценила в отчетности, говорит источник, близкий к ММК. Азовцева это не комментирует.

О таких сделках становится известно, если инвестор приобретает более 5% акций, говорит исполнительный директор Fortescue Metals Грэм Роули. Если ММК купил менее 5% акций, то компания не может это проверить, заявил он “Ведомостям”.

То, что Магнитка теперь вкладывает свободные деньги и в акции иностранных компаний, весьма похвально, замечает Пухаев. Инвестируя в Fortescue, ММК не прогадал, согласен аналитик ИБ “Траст” Александр Якубов. Австралийская компания намерена начать добычу в 2008 г., у нее уже заключено несколько крупных контрактов, например 10-летние с китайскими Baosteel и Tangshan Iron and Steel Group, которые поначалу будут закупать по 5 млн т руды в год. Поэтому Fortescue сейчас и дорожает, думает Якубов.

Для ММК интерес к Fortescue может быть и стратегическим, считает Якубов: Магнитка могла бы увеличить свой пакет до 20–25% и получить право на долю в добыче Fortescue.