Сидящая Россия


В первом полугодии число заключенных в России достигло 890 000 человек, сообщает официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). По статистике службы, это самый высокий показатель за последние пять лет. В 2002 г. число тюремных сидельцев сократилось с 980 000 до 877 000 человек, а Минюст торжественно отчитался: по числу заключенных на 100 000 населения Россия уступила мировое первенство США. Самый низкий показатель был в 2004 г. – 763 000 человек.

К 2004 г. количество заключенных сократилось благодаря действию нового УПК и смягчающих поправок в уголовное законодательство, объясняет начальник ЦОС ФСИН Александр Сидоров, но потом цифры снова стали расти: у правосудия сохраняется обвинительный уклон. Суды неохотно применяют меры наказания, не связанные с лишением свободы, – ограничение свободы или общественные работы, жалуется он: с их помощью справляются с проблемой Франция, Германия, Швеция.

Пока даже бюджет ФСИН верстается в расчете на рост числа заключенных: бюджетные проектировки Минфина предусматривают увеличение финансирования службы на 1,7 млрд руб. в 2008 г. и 2,9 млрд руб. в 2009 г.

“По числу заключенных мы догоняем США, и не исключено, что снова займем место мирового лидера”, – констатирует председатель правления фонда “Социальное партнерство” Валерий Борщов. Он тоже считает, что основная причина роста тюремного населения страны – обвинительный уклон судов, которые охотно идут навстречу прокурорам. “Мы боролись за то, чтобы аресты перешли в ведение судов, – напоминает Борщов. – Но сейчас 25% подозреваемых и обвиняемых, сидящих в СИЗО, позднее получают или оправдательный приговор, или наказание, не связанное с лишением свободы”.

Вырабатывается политика штамповки судебных решений и это во многом сводит на нет замысел законодателя, признает глава комитета по законодательству Думы Павел Крашенинников: у законодателя есть повод подумать, чтобы дополнительно уточнить критерии избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу, а также критерии ситуаций, когда это делать ни в коем случае нельзя.