Лекарства от «Доктора Столетова»

Крупные федеральные игроки приходят на сибирский рынок по-разному – кто-то скупает мелкие сети, а кто-то приобретает помещения в собственность

До конца 2008 г. ЗАО «Эркафарм» (владелец сети «Доктор Столетов») планирует открыть в Сибири до 45 аптек «Доктор Столетов»: до 10 – в Новосибирске, минимум по 10 – в Красноярске и Омске, по пять – в Томске, Барнауле и Иркутске, сообщил «Ведомостям» замгендиректора «Эркафарма» Александр Машир.

ЗАО «Эркафарм»

Фармацевтический ритейлер. По данным компании, оборот в 2006 г. составил $75 млн, в 2007 г. – $150 млн (прогноз), насчитывает 400 аптек.

По его словам, в конце августа компания приобрела две аптеки «у одного из новосибирских предпринимателей. В городской информационной системе владельцем купленных «Эркафармом» аптек указано ИП Ступникова, сотрудник аптеки подтвердил, что Ступникова продала бизнес «Эркафарму».

Машир отметил, что «пока из федеральных сетей сильные позиции только у «36,6», самое время развивать здесь свой бизнес». «Доктор Столетов», по его словам, будет прирастать в том числе «за счет поглощений». Сложностей с подходящими площадями топ-менеджер не предвидит, затраты на открытие одной точки оценивает в $100 000–150 000.

Natur Produkt (развивает сеть аптек «Здоровые люди») намеревалась открыть до 10 аптек в Новосибирске еще в 2006 г., но до сих пор не выполнила своих планов. Гендиректор компании «Natur Produkt ритейл» Алексей Батулин объясняет это тем, что компании не удалось приобрести подходящую сеть, а развивать последовательно аптеки в Новосибирске нецелесообразно из-за высоких расходов на персонал (зарплаты новосибирских специалистов сравнимы, например, с петербургскими) и логистику. Батулин пообещал, что его компания начнет открывать аптеки в Новосибирске с января 2008 г.

Предпочитают покупать готовые сети и в «36,6». По словам директора по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами сети Максима Архипова, перед компанией стоит задача в первые полтора года экспансии в регион занять от 10% до 20% локального рынка. Здесь наиболее подходит агрессивная стратегия развития и скупка локальных игроков, считает он. Затраты на открытие одной аптеки Архипов оценил в $60 000–100 000.

А по мнению директора сети аптек «Мелодия здоровья» Юрия Керимова, в Новосибирске логичнее развиваться, арендуя или покупая помещения.

Цены предложения новосибирских сетей и одиночных аптек слишком высоки из-за повышенного интереса к ним федеральных и крупных региональных игроков, считает Керимов.

Впрочем, по его свидетельству, ставки аренды и цены на площади под розничный бизнес тоже достаточно высоки: аренда – от 3000 руб. за 1 кв. м в месяц, продажа – от 60 000 руб. за 1 кв. м. Срок окупаемости аптеки – от двух лет, полагает Керимов.

По информации «Фармэксперта», оборот розничного фармацевтического рынка Новосибирска в 2005 г. составлял $76,5 млн, в 2006 г. увеличился до $81,4 млн, по прогнозу на 2007 г. достигнет $97 млн.

За это время доля сетей росла: в 2005 г. – 38%, в 2006 г. – 45%, в первом полугодии 2007 г. – 50% (данные приведены без учета МУП «Новосибирская аптечная сеть»), и по прогнозу, к 2010 г. она возрастет до 80%.

«Фармэксперт» приводит и такую статистику: к апрелю 2007 г. на одну аптеку в Сибири приходилось 2700–2800 человек, в Новосибирске – 2600–2500 человек (по России в среднем – 2500, в Москве – 2000, в Европе – 1500–1700).