Русская работа

Made in Russia должно стать модным брендом – как и «вологодское масло», «курорты Кубани», «Петербург». На деньги бизнесменов, главным образом

Минэкономразвития подготовило проект концепции продвижения национальных и региональных российских брендов. Сейчас концепция на повторном согласовании, говорит начальник отдела Минэкономразвития Артем Шадрин.

Речь идет об улучшении имиджа страны, о продвижении национального бренда «сделано в России», о региональных или групповых брендах, например «российский софт».

Коллективные бренды могут быть востребованы для экологически чистых продуктов или для продуктов из регионов с особыми природными условиями, а также в секторах высоких технологий и туризме. В пищевой промышленности бренды могут помочь выходу на внешние рынки национальных продуктов – кваса, морса, сбитня, глазированных сырков, говорит Шадрин.

Уже сегодня есть некоторые региональные бренды – «Курорты Краснодарского края», «Золотое кольцо». Принадлежать коллективные бренды могут бизнес-ассоциациям, члены которых ставят на продукции зарегистрированный знак, подтверждающий соответствие стандартам. Разрабатывать их и проводить проверку на соответствие и будут ассоциации.

Будут продвигаться также бренды городов и регионов. Это лучшие бренды России, уверен эксперт Института экономики города Денис Визгалов: есть страны, имидж которых намного хуже, чем имидж их городов. На географические бренды – Сибирь, Волга, Камчатка и Сахалин, Урал, Байкал – могут нанизываться и бренды продуктов.

Российское программирование – уже бренд, уверена президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова, но принадлежность к коллективному бренду только тогда даст преимущества компаниям, если вместе с ним они получат маркетинговую господдержку.

Государство готово помочь – софинансирование рекламы въездного туризма и участия в выставках (в бюджете 2007 г. на это выделено 137 млн руб.); информподдержка, может быть предоставлена и существующая зарубежная инфраструктура – торгпредства, представительства Росзарубежцентра МИДа, говорит Шадрин.

Хорошая инициатива, но, прежде чем рекламировать за рубежом российский алкоголь как таковой, а не отдельные марки, надо сделать весь его оборот внутри страны легальным, замечает представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Миру известны только «Калашников» и «МиГ», считает Руслан Пухов из Центра анализа стратегий и технологий.

Руководство Краснодарского края разрабатывает концепцию продвижения бренда «Вина Кубани». Объем финансирования из регионального бюджета еще не определен, но бизнес готов вложить половину, говорит первый замруководителя управления экономики Краснодарского края Сергей Лушкин. А бренд «Курорты Краснодарского края» региональные власти начали продвигать в 2002 г., рассказывает Лушкин: количество туристов выросло с 5 млн в год до 15 млн. Планируется ребрендинг с появлением гостиниц топ-класса.

«Золотое кольцо», «Москва первопрестольная» и «Блистательный Петербург» зарегистрированы на частных лиц, говорит представитель Российского союза туристической индустрии Ирина Тюрина. У туркомпаний недостаточно средств, во всех странах этим занимается государство. Успешны программы египетских властей по привлечению туристов зимой и финских – летом.

Тюрина думает, что программа по продвижению российского турбренда может увеличить наплыв туристов в десятки раз (сейчас – 2,4 млн), но государству придется потратить не менее 100 млн евро. Правда, для такого объема туристов сейчас не хватает инфраструктуры.