Равноприближенный

Главным достоинством Дмитрия Медведева как возможного преемника Владимира Путина бизнесмены считают то, что при нем ничего не изменится
М.Стулов

Это назначение хорошо для друга Путина и совладельца банка «Россия» Юрия Ковальчука, бизнес которого все больше срастается с «Газпромом», говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов. В 2004 г. под контролем «России» оказались кэптивные страховщики «Газпрома» и «Роснефти» – «Согаз» и «Нефтеполис». В 2006 г. «Согаз» купил компанию «Лидер», управляющую пенсионным фондом газовиков – «Газфондом». Сейчас «Лидер» управляет 49,9% акций Газпромбанка. С Ковальчуком связаться не удалось.

«Комфортными» бизнесменами для Медведева можно назвать Романа Абрамовича, Александра Абрамова, Рубена Варданяна, Валерия Завадникова, Леонида Михельсона, говорит бывший правительственный чиновник. Все они являются учредителями Московской школы управления «Сколково», попечительский совет которой возглавил Медведев. В попечительский совет люди входят не по должности, сказал ректор школы Андрей Волков. Медведева пригласили в связи с его глубокими знаниями и опытом, уточняет он.

Но Милов считает, что выдвижение Медведева может повредить интересам гендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова и нынешних руководителей «Роснефти». «Газпрому» не удалось поглотить «Роснефть» в 2004 г., кроме того, та обошла газовую монополию в скупке активов ЮКОСа. Представитель «Роснефти» отказался от комментариев.

Бизнесмены надеются, что с приходом Медведева ничего не изменится. «Ждем продолжения курса Путина», – отвечает основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков. «Медведев продолжит начинания Путина – будет экономическая и политическая стабильность, а это хорошо для бизнеса», – добавляет председатель совета директоров и совладелец НМТП Александр Пономаренко. Одно хорошо – он не чекист, радуется крупный российский инвестбанкир. Самое главное, продолжает он, не использовать силовые структуры в решении бизнес-вопросов. О том же говорит источник в руководстве одной из госмонополий: избрание Медведева в целом хорошо для бизнеса – не будет гонений. Медведев в конце 2003 г. усомнился в «юридической эффективности» ареста акций ЮКОСа и призвал правоохранительные органы к осторожности: «Последствия не до конца продуманных действий незамедлительно скажутся на экономике», – предупредил он тогда.

Ни врагов ни друзей

Зачем дружить с олигархами, если ты руководишь советом директоров «Газпрома»?» – задает риторический вопрос руководитель одной из госкомпаний. Дмитрий Медведев возглавляет совет «Газпрома» с 2000 г. Только однажды он сделал перерыв – в 2001 г., когда на год уступил почетный пост уволенному предправления компании Рему Вяхиреву. Открыто Медведев не вмешивается в работу компании, делится наблюдениями гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов, но поддержку ей всегда обеспечивает по самым разным вопросам – от либерализации рынка акций «Газпрома» до замораживания НДПИ на газ и экспансии в энергетику.

На вопрос о близких к Медведеву бизнесменах большинство опрошенных называют Алишера Усманова. Его имя всплывает именно из-за того, что он самый близкий к «Газпрому» инвестор, объясняет управляющий партнер «2К аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. Совладелец «Газметалла» Уcманов с состоянием $5,5 млрд (оценка Forbes) одновременно занимает пост гендиректора «дочки» «Газпрома» – «Газпроминвестхолдинга». Он помог монополии вернуть активы (см. врез). С Усмановым связаться не удалось, но его партнер по «Газметаллу» Василий Анисимов считает, что выдвижение Медведева на пост президента – «лучшее решение, которое можно было принять». «Для меня, как и всех крупных бизнесменов, важно, чтобы курс, который выбран руководством России и наконец удовлетворяет всех в стране, был продолжен».

Недругов Медведева среди бизнесменов собеседники «Ведомостей» не вспомнили.

Медведев возвысится над интересами друзей и недругов и будет соблюдать довольно выверенную политику, надеется Андриевский.

Перемен не ждут

Для «Сургутнефтегаза» вряд ли что-то изменится, если Медведев станет президентом, уверен председатель совета директоров нефтекомпании Николай Захарченко. Впрочем, Захарченко уверен, что ближе к выборам появится совсем другой кандидат в преемники.

В последнее время дискуссии об усилении роли государства в экономике участились, но выдвижение Медведева положит конец разговорам о «бархатной реприватизации», говорит руководитель РСПП Александр Шохин. «Речь идет о президенте, для которого верховенство закона будет главным принципом – и это хорошо для всех бизнесменов».

«Медведев считается наиболее либеральным, технократическим и дружественным бизнесу из кандидатов в преемники Путина», – резюмирует Эдвард Паркер, начальник отдела суверенных рейтингов развивающихся стран Европы Fitch Ratings.

Рынок отреагировал на выдвижением Медведева ростом котировок (индекс РТС – +1,95%, см. статью на стр. Б5). С приходом Медведева будет расти капитализация тех отраслей, которые зависят от реформ и либерализации, – электроэнергетики, газовой индустрии, банковского сектора, телекоммуникаций, считает управляющий директор «Атона» Стивен Дашевский. Медведев долго держал дистанцию от бизнеса и не засветился в лоббировании чего-либо кроме «Газпрома», продолжает руководитель госкомпании. У него со всеми ровные отношения, не помню, чтобы он лоббировал чьи-то интересы, говорит близкий к Кремлю источник «Ведомостей».