Подстелить соломки

Даже компаниям, чьи продажи не пострадали в период экономического спада, следует быть настороже и пересмотреть текущие планы

Билл Золларс, генеральный директор международной компании YRC Worldwide, занимающейся перевозками, в июле прошлого года заметил тревожные цифры. Размер перевозок, которые YRC осуществляла для тысяч торговых и производственных компаний, начал сокращаться после длительного периода роста. Вскоре директор также отметил сокращение числа перевозок. Обе цифры продолжали уменьшаться и в последующие недели. «Это были явные признаки спада, и мы стали отслеживать эти цифры ежедневно», – говорит Золларс.

На чем экономить

Золларс и высшее руководство компании отреагировали быстро. В предрождественские месяцы, обычно самое горячее время в году для YRC, компания временно уволила около 10% из 50 000 водителей грузовиков, чтобы сократить затраты на рабочую силу – свою самую большую статью расходов. Плюс вместо того чтобы, как обычно, нанимать дополнительные грузовики на время праздников, YRC поставила на прикол около 12% машин. «Многие компании в мире приближаются к ситуации, в которой оказались мы некоторое время назад», – говорит Золларс.

По мере того как растет число заявок на пособие по безработице в США, сокращаются производство и потребительские расходы, многие руководители признают, что экономика замедляется. Но некоторые, такие как Золларс, обнаружили признаки замедления на ранней стадии и уже сократили расходы на рабочую силу и уровень запасов и внесли другие изменения в порядок работы.

«Наиболее успешные компании планируют заранее или, по крайней мере, раньше своих конкурентов, что они будут делать в случае экономического спада», – говорит Майкл Манкинс, партнер и консультант компании Bain, которая изучала, какие компании лучше других пережили последний спад в экономике в 2001 г. и почему. «Они заранее предсказывают, каким путем может пойти экономика, и быстро определяют, куда направить средства, сэкономленные на расходах, предназначенных для финансирования нового роста», – считает он.

В YRC после временного увольнения части сотрудников менеджеры тщательно следят, сколько человек им нужно, где и как надолго. «Мы знаем количество отгрузок, которое производим, скажем, из Нью-Йорка в Сент-Луис, точное время прибытия наших грузовиков и количество человек, необходимых для разгрузки, – отмечает Золларс. – Несколько лет назад мы не располагали такой подробной информацией, но теперь стали планировать очень точно».

Компанию также сильно не затронули высокие цены на нефть, хотя ее грузовики проезжают больше 3 млрд км в год. Дело в том, что еще 10 лет назад компания ввела систему, по которой расходы на бензин оплачивают клиенты. «Для них это сейчас невыгодно, но наша стратегия заключается в том, чтобы иметь как можно меньше переменных издержек», – говорит Золларс, который знает, что, возможно, YRC придется пойти на дальнейшее сокращение расходов, если в ближайшие месяцы объем перевозок резко сократится.

Что развивать

Международная рекрутинговая компания Kelly Services занимается подбором временного персонала для офисов и производства. В августе, после того как ее североамериканское подразделение обнаружило, что спрос на его услуги со стороны крупных клиентов сократился за последние несколько месяцев, компания закрыло 40 из 800 своих отделений. Но генеральный директор компании Карл Камден посоветовал руководству вместо того, чтобы сокращать расходы, инвестировать в несколько зарубежных регионов. За последний год прибыль Kelly Services в Северной Америке, на которую приходится более половины ее бизнеса, сократилась примерно на 5%, но она увеличилась на 20–30% в России, Восточной Европе и Индии, где спрос на сотрудников технических и других специальностей растет.

«Вы не должны позволять тому, что происходит в штаб-квартире вашей компании, влиять на ваше настроение или представление о том, что происходит в мире», – говорит Камден. Чтобы избежать этого, он сказал своим менеджерам, отвечающим за различные регионы мира, самостоятельно составить бюджет на 2008 г. «Мы спустили принятие решений вниз, потому что даже в соседних странах – например, странах Западной и Восточной Европы – ситуация значительно отличается», – говорит он. «Сегодня изменения в экономике происходят очень быстро, и их невозможно точно предсказать, даже владея обширной информацией», – полагает Камден. Весной прошлого года, замечает он, Kelly Services готовилась к полугодовому спаду в США, «но он значительно затянулся».

Компаниям, которые пересматривают собственные планы, по возможности стоит избегать сокращения расходов на исследования, развитие продуктов и расширение в других странах, которые могут способствовать росту в будущем. И, советует Уильям Уайт, преподаватель Северо-Западного университета и бывший генеральный директор компании Bell & Howell, вместо того чтобы пытаться отслеживать множество данных, компаниям следует сосредоточиться на «3–4 показателях, наиболее важных для их бизнеса».