Возвращение Гута-банка

Гута-банк, главная жертва кризиса 2004 г., снова на рынке. Группа «Гута» переименовала принадлежащий ей банк «Тверь» и планирует до конца года вложить в него 3,5 млрд руб.

Банк «Тверь» (Гута-банк)

Создан в 1990 г., генеральная лицензия – октябрь 2007 г. АКТИВЫ – 5,3 млрд руб. (на 1 января, 250-е место). КАПИТАЛ – 1,4 млрд руб. (162-е). ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ – 110,8 млн руб. (2007 г.). ДЕПОЗИТЫ ЧАСТНЫХ ЛИЦ – 453 млн руб. Филиалы в восьми городах (данные группы «Гута», «Интерфакс-ЦЭА»).

Центробанк на прошлой неделе зарегистрировал новое название банка «Тверь» – теперь он Гута-банк. Представитель группы «Гута» (контролирует 99% акций банка) подтвердил переименование.

Представитель «Гуты» заявил, что группа будет развивать банк как универсальный и к 2010 г. его сеть увеличится с восьми до 50 отделений. В мае акционеры увеличат капитал банка с 1,4 млрд до 2,7 млрд руб., а до конца года доведут его до 5 млрд руб.

Гута-банк, входивший в тридцатку крупнейших в стране, не пережил кризиса 2004 г. В июле 2004 г. он прекратил возврат вкладов и остановил платежи. Спустя несколько дней его купил ВТБ за символический 1 млн руб. Через год банк сменил название на «Внешторгбанк розничные услуги» (сейчас «ВТБ 24»).

«Права на бренд «Гута-банк» принадлежат группе «Гута», – подчеркнул сотрудник пресс-службы группы.

«Когда мы приобретали Гута-банк, вопрос о правах на его название даже не обсуждался, – вспоминает зампред правления ВТБ Василий Титов. – Марки не было на балансе банка как нематериального актива, и у нас не было намерений использовать название «Гута-банк».

Решение дать банку имя «Гута» Титов называет странным с точки зрения маркетинга, учитывая, в каком состоянии был банк перед тем, как перейти к группе ВТБ.

Эпоха уходит вместе с героями, вспоминает исчезнувшие банковские бренды президент страховой компании «Спасские ворота» Борис Хаит, возглавлявший совет директоров Мост-банка. По его мнению, не стоит возрождать даже такие сильные бренды, как «Столичный», «Мост-банк» или «Инкомбанк»: в финансах любой намек на скандал в прошлом сослужит отрицательную службу.

Идея не столь сомнительная, как может показаться, возражает управляющий директор Brandlab Александр Еременко. Память об известных марках сохраняется долго, исследования показывают, что люди помнят даже Инкомбанк. В январе Brandlab опросила 2250 активных пользователей банковских услуг в Москве, и 3,9% из них вспомнили Гута-банк. Такой же результат у Газпромбанка, «Абсолют банка». Ниже – у Промсвязьбанка, Международного московского банка, банка «Сосьете женераль восток», «Зенита», «Русфинанса». У Сбербанка – 64%.

По мнению Еременко, потребители не ассоциируют Гута-банк с негативным опытом вкладчиков. «Возродить Гута-банк на базе небольшого регионального банка, который обслуживает преимущественно бизнес-группы, все равно что сделать его с нуля. Можно, но трудно», – говорит первый зампред правления Оргрэсбанка Игорь Буланцев, работавший в Гута-банке.