Чей будет «Курумоч»

Министр областного правительства избран в совет директоров самарского аэропорта. Это может означать последующую передачу Самарской области федерального пакета акций компании
Курумоч

В состав совета директоров, утвержденного 2 июня на годовом собрании акционеров ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» (см. таблицу), вошел министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев. Кандидатуру Матвеева предложило Росимущество (основной акционер «Курумоча»), сообщила начальник пресс-службы аэропорта Елена Давыдова.

ОАО «Международный аэропорт «Курумоч»

Выручка – 679,538 млн руб. (2007 г., данные компании). Чистая прибыль – 16,439 млн руб. Акционеры: Росимущество – 50,999%, ОАО «Расип-партнер» – 40,16%.

По мнению руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, выдвижение Матвеева свидетельствует, что «два государственных ведомства [Росимущество и Минтранс РФ] договорились о бесконфликтной схеме передачи аэропорта в собственность области». Высокопоставленный чиновник в областном правительстве сказал «Ведомостям», что с января 2008 г. область ведет переговоры с Росимуществом о передаче ей акций аэропорта.

Пресс-секретарь областного минтранса Надежда Кирьянова говорит, что вопрос о передаче «Курумоча» в собственность области не решается, поскольку аэропорт имеет статус стратегического объекта. Давыдова вопрос передачи акций не комментирует. Пресс-службы областного правительства и Росимущества на запрос «Ведомостей» вчера не ответили. С экспертом Росимущества Юрием Толмачевым, до 2 июня возглавлявшим совет директоров «Курумоча», связаться вчера не удалось.

Начальник пресс-службы Минтранса РФ Тимур Хикматов рассказал, что министерство еще в начале года разослало губернаторам регионов письма, в которых предложило взять в собственность госакции аэропортов. Заявки будут принимать до 1 сентября, но только по аэропортам, не имеющим федерального значения, говорит Хикматов. По его словам, сейчас в Минтрансе рассматривают заявку от администрации Белгородской области.

Между тем, как объясняет один из членов совета директоров «Курумоча», схема перевода госпакета существует и для аэропортов федерального значения. Госпакет одного из восьми – аэропорта «Пулково» Росимущество уже отдало. Но статус стратегического объекта у «Пулково» сохранился, сказал «Ведомостям» чиновник Минтранса РФ, просивший не называть его имени. По его словам, пока «Пулково» – исключение из правил: «Вопрос решался напрямую между губернатором [Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко] и [бывшим] президентом РФ [Владимиром Путиным]».

По словам генерального директора агентства Infomost Бориса Рыбака, статус стратегического объекта мешает «переходу на другой уровень администрирования», а значит, и привлечению частных инвестиций. Но при этом госчиновники сейчас используют разные схемы для привлечения сторонних средств на модернизацию и развитие аэропортов, отмечает Рыбак. Он приводит пример аэропортов «Ульяновск-Восточный» и «Красноярск», которые выиграли конкурс на создание портовой особой экономической зоны. Передача «Курумоча» в собственность области – это «вопрос времени и лоббистских возможностей областных властей», уверен Пантелеев. По словам Хикматова, перейдя из федеральной собственности в областную, аэропорты начнут получать больше средств из областных бюджетов.

На одном из заседаний областного правительства руководитель представительства правительства Самарской области при правительстве РФ Анатолий Головатый говорил, что на модернизацию «Курумоча» требуется 7 млрд руб. В прошлом году из федерального бюджета было выделено 2 млрд руб. на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек (находятся в госсобственности). Здание аэровокзала аэропорт должен ремонтировать на свои средства. Ранее гендиректор «Курумоча» Леонид Шварц говорил, что реконструкция начнется во втором полугодии 2008 г.