Домашнее видео

Выставка Д. А. Пригова в ГЦСИ пытается воскресить личность автора, приговским почитателям опыт видится успешным

По-своему. Леонид Тишков

художник. Мне предложили сделать для выставки инсталляцию по рисунку Пригова, но в его рисунках нет пластики. И я сделал свою инсталляцию, посвященную ему.

Еще не закрылась выставка «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста» в Московском музее современного искусства, как в Государственном центре современного искусства открыли «Посредине мирозданья» – еще одну большую выставку Дмитрия Александровича Пригова.

Так и надо: во-первых, идет фестиваль памяти поэта-художника, во-вторых, Пригова и должно быть сразу много, такой он был человек – стремящийся к тотальному присутствию себя во всем и бесперебойному производству текстов, звуков, действий и образов.

Он производил искусство, точнее себя в искусстве, в таком количестве, что на много выставок хватит, а о качестве в случае Пригова речи нет. Если бесперебойно палить в мишень, то в десятку неминуемо изредка попадешь. И если первая выставка, куратором которой стала Екатерина Деготь, представляла Пригова как мудреца и философа через его произведения, т. е. показывала эти самые «десятки», результаты, то «Посредине мирозданья», сделанная Виталием Пацюковым, – это попытка воскресить саму личность, или, как написано в пресс-релизе: «Выставка наглядно демонстрирует творческие принципы Д. А. Пригова, включая в себя все формы его артистических высказываний (видео, объекты, книги, инсталляции, перформансы)».

Задача первой выставки более эффектная – все же зритель видит произведения, но задача второй более адекватна герою – Пригов был человеком-процессом.

Кроме пары инсталляций, нескольких баночек-объектов и пожелтевших листов со «стенограммами» – художественным печатанием на машинке случайных фраз, выставка состоит из экранов. На большинстве – записи перформансов: Пригов с милиционером раскатывает тесто, Пригов читает библию, Пригов открывает коробочки и достает из них спичку, гладит кота художника Германа Виноградова, обнажается, остервенело грызет курицу. На других – видеозапись его выступлений: «Сейчас я прочту вам отрывки из моего романа. Отрывки про крыс, евреев и кошек».

Дмитрий Александрович Пригов в кругу утвердителей отечественного современного искусства – фигура культовая. Для тех, кто вне этого круга, – выставка «Посредине мирозданья» может показаться исключительно домашним воспоминанием о человеке, которого кто-то очень любил.