В сети не до рекламы

Пользователи социальных сетей в основном не интересуются рекламой, размещенной в них, – к такому выводу пришел исследовательский холдинг «Ромир». В основном людей занимает общение

Вчера «Ромир» опубликовал результаты опроса более 1300 интернет-пользователей. Согласно этим данным самой популярной социальной сетью оказались «Одноклассники» – о ней знают более 90% опрошенных. Следом идут «Мой мир» (проект Mail.ru, 71%) и Vkontakte.ru (66%). Оказалось, что большинство респондентов (72%) – зарегистрированные пользователи «Одноклассников», чуть меньше оказалось пользователей Vkontakte.ru и «Мой мир» (см. график).

На первый взгляд эти данные противоречат статистике интернет-счетчика Alexa.com: по его данным, из всех российских сайтов больше всего трафика потребляют пользователи Vkontakte, а «Одноклассники» лишь на четвертом месте. Но это объясняется более высокой активностью пользователей Vkontakte: по данным Comscore, в феврале каждый из них провел на этом сайте в среднем 689 минут в месяц – намного больше, чем посетители любых других популярных ресурсов.

Президент агентства интернет-рекламы IMHO VI Арсен Ревазов сомневается, что «Мой мир» популярнее, чем Vkontakte.ru. Он считает, что по популярности «Одноклассники» и Vkontakte идут вровень.

По данным «Ромира», большинство пользователей социальных сетей не замечают рекламы (53%) на этих сайтах и не интересуются ей (64%). Иногда обращают внимание на рекламу 42% пользователей, но лишь 2% замечают ее всегда. Интересует она только 9% опрошенных, а раздражает или отвлекает примерно каждого пятого (22%). Гендиректор интернет-рекламного агентства Mediaselling Лев Глейзер в это не верит. «Парадокс: опрошенные говорят, что не замечают рекламу, но их всех собрали с помощью рекламы «Ромира», – недоумевает он. Глейзер уверен: реклама на Odnoklassniki.ru «не просто эффективна, а очень эффективна».

А вот Ревазов из IMHO VI согласен с «Ромиром»: люди регистрируются в социальных сетях не для того, чтобы рассматривать рекламу. В этом главная проблема социальных сетей, полагает он: реклама органично смотрится в глянцевых журналах или деловой прессе, на сайтах крупных порталов, а вот «социальные сети не придумали модель, которая заставила бы людей пользоваться рекламой».

«Нам удается находить формат, который не раздражает пользователей и интересен рекламодателям», – возражает основатель и совладелец «Одноклассников» Альберт Попков. Эта сеть начала продавать рекламу лишь в прошлом году и в I квартале заработала $3 млн на банерной рекламе и $300 000 на контекстной. Правда, прибыль «Одноклассники» надеются получить только в 2009 г.

Результаты опроса «Ромира» свидетельствуют о нормальном уровне интереса к рекламе в социальных сетях, думает директор по маркетингу Mail.ru Анна Артамонова. «Я не видела исследований, где бы говорилось, что люди любят рекламу и обращают на нее большое внимание», – замечает она. А зарабатывать социальные сети могут не только на рекламе – например, в «Моем мире» выставить максимальную оценку чужому фото можно только заплатив.