Пятилетка «Трансаэро»

В июне «Трансаэро» обогнала «Аэрофлот» по количеству перевезенных пассажиров на международных линиях

За первый летний месяц «Аэрофлот» перевез 852 900 человек, «Сибирь» – 577 400, «Трансаэро» – 572 900 (данные компаний). На внутренних рейсах по числу перевезенных пассажиров традиционно лидирует «Сибирь», а на международных впервые – «Трансаэро» (подробнее см. график на стр. А1). Пассажиропоток «Трансаэро» на зарубежных рейсах в июне составил 522 570 человек, «Аэрофлота» – 517 050. Разница – всего чуть более 1%. Но если у крупнейшего перевозчика страны рост по сравнению с июнем 2007 г. составил 5,6%, то у «Трансаэро» – 76%. Как пояснила «Ведомостям» гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова, это результат принятой в 2003 г. пятилетней стратегии, направленной на эксплуатацию широкофюзеляжных самолетов Boeing 747/767 (они составляют 60% парка) и увеличение количества рейсов (введено дополнительно 640, регулярных и чартерных – поровну). Наибольший прирост пассажиров дали регулярные рейсы из Москвы в Тель-Авив, а также из Санкт-Петербурга в города Германии и Японии, рассказывает Плешакова. Среди чартерных направлений лидируют Турция и Болгария. Плешакова указывает и на высокие темпы роста пассажиропотока в целом по отрасли. За первое полугодие 2008 г. они составили 27% (данные Транспортной клиринговой палаты (ТКП). Она рассчитывает и в дальнейшем на подобную динамику, несмотря на дорожающий керосин.

«Трансаэро»

Четвертая по величине авиакомпания России. В 2007 г. перевезла 3,24 млн человек. Выручка – 20,5 млрд руб. (РСБУ, 2007 г.). Чистая прибыль – 102,12 млн руб. Акционеры – более 80% контролируют председатель совета директоров Александр Плешаков и его семья.

Один месяц – не показатель, парирует заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. Тем более у каждой компании своя стратегия: «Аэрофлот», например, не занимается чартерными перевозками, которые в пиковые периоды действительно дают существенный прирост пассажиров, рассуждает он. Если взять полугодие, то лидерство за «Аэрофлотом»: он перевез на международных рейсах 2,7 млн человек, «Трансаэро» – 1,8 млн (данные ТКП).

Серьезное увеличение пассажиропотока «Трансаэро» дал именно туристический сезон, отмечает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев, к осени темпы снизятся. Вместе с тем у компании есть ряд уникальных регулярных направлений, которые дают хороший прирост пассажиропотока независимо от сезона, рассуждает эксперт. В частности, из Москвы в Тель-Авив. По данному маршруту «Трансаэро» – единственный назначенный перевозчик со стороны России. Плюс «Трансаэро» активно пополняет парк дальнемагистральными самолетами B747 вместимостью 450 кресел, добавляет он. «Аэрофлот» тоже с нетерпением ждет большие лайнеры. В 2007 г. он заказал 22 Boeing 787 Dreamliner и столько же Airbus 350. «У «Аэрофлота» структура флота перекошена в сторону среднемагистральных судов (расстояния до 4000 км), – рассказывал в интервью «Ведомостям» гендиректор Валерий Окулов, – поэтому слабо развита сеть дальних международных маршрутов».

Но доходы от растущего пассажиропотока может съедать дорогой керосин, не исключает Пантелеев, у обеих компаний топливная составляющая в операционных расходах близка к 40%.